
Вопрос читателя:
Добрый день! Прошу прокомментировать, почему такая Священная книга, как Библия, может содержать такие пассажи как, например, в главе 31 Книги Чисел:
"И сказал Господь Моисею, говоря: 2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. ... пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; ... а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу, 10 и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем; и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота ... И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? ... итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; ..."
Я встречался с толкованиями, что это "внушение" сделано для того, чтобы "обезопасить" израильтян. Но получается, что Господь не видит иного способа обеспечения безопасности, как умерщвление? А пророк Господа призывает к чудовищным преступлениям против человечности. И таких мест в Ветхом завете немало (вспомнить хотя бы истребление египетских первенцев). Как же люди должны считать Библию "Священной книгой", если она наполнена смертоубийством и ненавистью? Безусловно, нравственность Нового завета не может быть поставлена под сомнение, но ведь церкви признают святость и Ветхого завета, они не отвергли его. Является ли после этого Господь любовью? Или же Господь Нового и Ветхого заветов это разные сущности? Буду рад ознакомиться с толкованием данных противоречий православной церковью.
Отвечает иерей Евгений Мурзин:
Ветхий завет не случайно входит в состав Священного Писания. Апостол Павел пишет о ветхозаветном законе как о детоводителе ко Христу (Гал 3:24-25). Русский религиозный философ Владимир Лосский называл ветхозаветную историю периодом приготовления к пришествию Спасителя, в течение которого "Провидение непрестанно учитывает волю людей и в соответствии с этим избирает Себе орудия". Сам Иисус Христос подчеркивал, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить (Мф. 5, 17), т.е. восполнить его новым содержанием. Если отбросить Ветхий Завет, то мы не поймем практически ничего в Евангелии. Ветхий завет исполнен пророчеств и прообразов, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя. Взять хотя бы центральное событие Нового завета - крестную жертву Спасителя за грехи человечества и Его Воскресение. Без понимания того, что такое жертва, и какой смысл имело жертвоприношение в Древнем Израиле невозможно постичь Тайну Спасения человечества на Кресте. Да и вообще, многое из того, о чем мы читаем в Евангелии, уже звучало в Ветхом завете: и про любовь к Богу и ближнему, и про уподобление Богу в Его святости, и многое другое. Что касается кровавых сюжетов, которыми изобилует Ветхий завет, то причина жестокости - не в Боге, а в людях, которые настолько удалились от своего Создателя, что сделали убийство, блуд, извращения, детские жертвоприношения и другие мерзости частью своей повседневной жизни. В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности. Сохранить для того, чтобы в конечном итоге произвести из своей среды ту, которая оказалась бы достойной стать матерью Мессии. И кажущаяся нам жестокость Бога - это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании. Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей. И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
То же самое Моисей приказал сделать с половиной евреев, которые стали поклоняться идолу « Исх.32:25. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
Исх.32:26. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
Исх.32:27. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
Исх.32:28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
Исх.32:29. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.»
Да никак не объяснить.
Человек постом выше пояснил, что зло есть зло.
И его никак нельзя оправдывать.
Отделяйте семена от плевел, как учил Иисус.
Я для отделил Ветхий завет от Нового.
Ветхий - сборник мифов и возможно описание каких-то реальных событий прошлого.
Новый - жизнеописание великого учителя нравственности.
Не зависимо от того, был ли он сыном Бога или нет, он точно достоин уважительного отношения. Чего не скажешь о его "еврейском ветхозаветном отце".
Для тех, кто не в курсе, изучите, кто и как писал Библию. Кто и как решал, что включить в неё, а что объявить ересью. И чем эти люди руководствовались в этом.
Сразу в голове мысля зашевелится. Вот увидите!
Жестокость и насилие, никак нельзя объяснить или оправдать. Жестокость и злость возникает там, где есть проплешины в интеллекте, не образованность, невежество. Оттуда выливается злость, жестокость и всякие другие преступления. Конечно же, иерей Евгений Мурзин, как и все остальные попы, умело ушел от вопроса и залил нас кучей, не нужной, мусорной информацией. Начав говорить про страшные преступления Ветхого завета от имени ''Бога'', как о чем-то таком, знаете, ну вот да, пришлось мол...Но в этом виноват точно не бог, нет! Виноваты сами люди! То есть, Евреи, по приказу Моисея режут, режут всех стариков, мужчин, юношей которые защищали свои земли от захватчиков (которые им естественно великодушно дал бог), и при этом они же, те которых режут и убивают, виноваты сами. Вам не кажется это слегка..., не логичным. Хотя, как известно, религия и логика понятия диаметрально противоположные. Так вот, Режут и убивают Евреи ,а виноваты те, кого режут. После того, как Еврейские военачальники (в которых еще была какая-то человечность) уничтожили всю мужскую часть населения (юноши, старики, ремесленники, не обязательно военные, по крайней мере оговорок там нет) они решают не убивать беззащитных женщин, детей, младенцев, потому что они не могли вообще никак сопротивляться. Моисей разозлился. Моисей разозлился на своих военачальников за то, что они проявили человечность и не перерезали всех детишек и женщин. Вообразите себе уровень безумия и жестокости! И отдает приказ, приказ убить всех ,кого они привели в плен, всех мужеского пола и женского. Правда тут стоит Моисею отдать должное, Он приказал убить не всех детей. Маленьких девочек ,которые, исходя из старых текстов, не познали мужа, то есть не занимались еще сексом, могли быть оставлены живыми. То есть так, по желанию, могли и убить, если бы захотели. Какое христианское отношение к людям. Но для чего оставлять маленьких девочек, детишек, которые пережили кошмар, психика у многих из них, явно была нарушена. Вообразите себе картину, как здоровые бородатые мужики, с мечами и копьями отрывают вас от матери которая прижимает вас к груди, закрывая своим телом и убивают ее прямо на ваших детских глазах. Прокрутите эту картину у себя в голове несколько раз и тогда вы поймете, (а может и не поймете, если вы верующий) о чем идет речь. Так вот, оставить маленьких девочек в живых, для чего спрашивается военачальникам маленькие девочки? По словам животного, чудовища Моисея всех маленьких девочек не занимавшихся сексом оставить для себя.Что могло значить, и что военачальники могли вытворять с детьми которые прошли через такой кошмар, можно только догадываться. Я еще не изучил этого вопрос, да и в так называемом ''святом писании'' об этом умалчивается.
Поп Евгений Мурзин, оправдывает это как вынужденная мера, результат отхождения от так так называемого бога. Но минуточку, да же если следовать этой логике, что люди отошли от еврейского бога, правда, не известно когда и как они к нему приходили, этот бог решил их всех убить, уничтожить, устроив тем самым настоящий геноцид.Таким чудовищным образом как-бы наказав их. Но ведь здесь речь идет и об убийстве не только взрослых, кто успел нагрешить против этого кровожадного бога, убивали так же и детей, младенцев. Маленький ребенок и, тем более, младенец это личность еще психически и умственно не оформившаяся, ''чистый лист''. Но дети не ответственны за своих родителей. Да же из тех же, так называемых ''священных писаний'' можно вычитать, что дети не несут ответственность за поступки своих родителей. Синодальный перевод, не точно перевел многие ''священные'' тексты. (Наверно речь шла о еврейских детях, других, не относящихся к еврейскому народу детей можно убивать сколько влезет).
Где здесь логика, где здравый смысл!7 Нет, это самый настоящий геноцид.
Я не хочу сказать, что евреи сейчас очень жестокие или плохие, Израиль сейчас это технически и технологически развитая страна, хотя не без религиозного оттенка, но это не мешает ей технологически и технически расти и развиваться. Но мы ведь сморим на Ветхий завет, колыбель этой нации, да еще и с точки зрения христианства.
Евгений Мурзин пишет следующие ''прекрасные'', но не менее абсурдные в своем стремлении оправдать преступления евреев следующими словами: ''В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности.'' Вот значит в чем дело, что бы сохранить. Как будто сохранению религиозной и национальной идентичности евреев что-то угрожало, по мимо их самих. Читаем дальше нашего ''адвоката бога''. ''И кажущаяся нам жестокость Бога – это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании.'' То есть, вы представляете, на сколько велик градус фантасмагорической жестокости и глупости в этих словах? Еврейский бог решил обезопасить своего ''сына'', от в лице еврейского народа, если я правильно понял, кого еще Он, таким образом мог обезопасить? От дурной компании...От дурной. То есть бог, если он есть, что бы сохранить веру в него у определенного "'избранного народа'' решает утопить в крови другой народ. В котором евреи были чужаками. Замечательная любовь, но не к тем, кого убивали уж точно. Но поток беспросветной глупости нашего попа Евгения Мурзина, который оправдывает, по сути, ксенофобию и нацистские поступки на это мне заканчивается. ''Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей.'' Да не ужели, за то еврейский народ был просто образцом нравственности, после выше прочитанного. И это только единичный случай, подобных прициндентов было множество, и не все из них задокументированы... Жил еврейский народ в шатрах и палатках, строил примитивные дома ,я не вижу здесь никакой нравственности. А если изучить их культуру, то там жесточайший монархический строй. Шаг вправо, шаг влево и смертная казнь.В общем, полная нравственность и духовность .прямо как нравиться попам. Ну так вот, продолжаем: ''И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.'' ТО есть, во имя ''великой'' цели проливать кров, ну как всегда, тут это знакомо нам из истории, не однократно. Что бы спасти человечество от рабства так называемого греха. А что такое грех в библейском понимании - это отступление от так называемой "'воли божьей''. ''Чудесную'' волю божью вы уже увидели выше. И вот это все мол ради этого...ну и Евангелие нам естественно из слов попа даст все эти преступление и жестокость даст нам возможность оправдать. Я, когда был христианином, будучи еще совсем юношей, не образованным и умственно не оформившимся оправдовал это так, в свете Евангелия. Если бог так решил, значит так было надо. Никакого оправдания в Евангелии этим преступлениям я не нашел. Их нельзя оправдать. Жестокость и животное поведение нельзя оправдать. Можно объяснить, но оправдать никак.
На самом деле эта тема очень глубокая. Здесь нужно методологически подходить к изучении истории религии, анализировать, критиковать и сопоставлять. Здесь же я вкратце написал свое отношение к данному историческому случаю описанному в так называемом ''священном писании''.
Всё-таки ответ не полный. Как конкрктно объяснить жестокость Моисея и попустительство Бога в данном случае?