Этот город связан с ключевым событием в истории нашего государства— крещением князя Владимира. Каким был Херсонес в его времена? В каких домах жили и чем занимались горожане? Почему, прежде чем принять в Херсонесе крещение, князю Владимиру пришлось его осадить? Наконец, почему этот величественный город со временем пришел в упадок и... исчез на века? На эти вопросы «Фома» попросил ответить историка и археолога Андрея Виноградова.
— Андрей Юрьевич, каков был статус Херсонеса конца X века? Если попытаться провести аналогии между ним и современными городами, что это было — областной центр или просто небольшой город-крепость?..
— Как ни странно, статус Херсонеса больше всего напоминает статус современного Севастополя. В сравнении с другими субъектами территория его невелика, но как город он достаточно большой. Чем-то подобным был для Византийской империи и Херсонес: город по масштабам своего времени крупный, даже крупнейший в Северном Причерноморье, но как административная единица — невелик: она занимала лишь небольшую прибрежную полосу.
Вся территория Византийской империи к этому моменту была разделена на военно-административные округа, так называемые фемы. Херсонес долгое время стоял как бы вне этой структуры. Он не входил ни в какие более ранние римские провинции. Лишь в середине IX века в Херсонесе появляется фема, и он становится как бы «областным центром», находясь при этом на периферии империи. Такой вот двоякий статус.
Как появился Херсонес?
История Херсонеса уходит корнями не просто в глубь веков — в глубь тысячелетий! Древние греки основали полис-крепость Херсонес Таврический как свою колонию на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма в 423–421 годах до нашей эры. В переводе с греческого слово «Херсонес» означает «полуостров». «Таврический» — потому что по соседству проживало воинственное племя тавров. Нам этот город известен также под именем Корсунь — так его называли в летописях Древней Руси.
Город рос, был сначала самостоятельным, воевал со скифами, попал в зависимость от Боспорского государства, затем входил в состав Римской империи, переживал и периоды расцвета, и разорение, набеги и нападения соседей...
По преданию, в Херсонесе окончил свою жизнь римский папа Климент I — апостол от семидесяти, святой нашей Церкви.
В ΙV веке полис вошел в состав Византийской империи и до XIII века был опорой Византии в Крыму. Ко времени княжения Владимира Святославича Корсунь стала одной из военно-административных областей Византии — фемой.
При этом Херсонес был крупным центром государственного управления. На дне моря удалось найти место, куда после обрушения размытого водой берега упал городской архив, и поэтому у нас довольно много печатей местных и византийских чиновников, которые присылали свои письма и документы в Херсонес. Византийские печати — уникальный исторический источник. Обычно на лицевой стороне свинцовой пластинки, которую закрепляли на шнурке, изображали Христа, Богоматерь или святых покровителей, а на обратной стороне чеканили надпись с просьбой о Божьей помощи собственнику и все его данные: личное и родовое имя, должность, служебный ранг...
— А как выглядел город во времена князя Владимира? Какова была его планировка? Велика ли территория?
— Херсонес имел древнюю планировку еще со времен греческой колонизации. Уже тогда в нем были десятки крупных кварталов. Но его территория в ранневизантийское время расширилась еще больше и была обнесена стенами. Она частично не раскопана, и поэтому мы не очень хорошо представляем, что находилось здесь. Хотя Херсонес — один из самых раскопанных городов региона.
Мы не знаем, были ли к концу Х века заселены все земли, которыми город обладал в античности и в ранневизантийское время. Возможно, в период расцвета в нем жило до десяти тысяч человек и даже больше. Кроме того, население города частично состояло из тех, кто приезжал сюда из окрестностей. Точно известно, что во время войн люди просто прятались на территории города.
Застройка сохранялась с раннего византийского периода. Она была каменная. Дома — преимущественно двухэтажные, улицы вымощены камнем, но представить себе облик города более конкретно — насколько высокими были эти дома — нам сложно: до нашего времени сохранились лишь первые этажи и подвалы. И очень редко — более высокие конструкции.
Мы знаем, что был некий дворец, парадное здание. Он должен был принадлежать византийскому наместнику, стратигу. Еще один — «царицыны палаты» на главной площади города — упоминается в рассказе о крещении князя Владимира.
Конечно, в городе находился и епископский центр. Где конкретно располагалась епископия — идут споры. Некоторые видят его у самого крупного храма — Уваровской базилики, некоторые считают, что этот центр располагался у «базилики в базилике» (здание называлось так, потому что было встроено в центральный неф старой базилики). В различные эпохи он мог находиться в разных местах.
— Кто жил в Херсонесе? Каков был этнический состав его населения?
— Сложным. В первую очередь — грекоязычным, о чем можно судить, например, по множеству надписей в Херсонесе и именам его жителей.
При этом город поддерживал связи с племенами, которые проживали рядом, прежде всего с готамиГоты — одно из германских племен. и аланамиАланы — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения., которые поселились здесь в эпоху Великого переселения народов и позже. В Херсонесе встречаются хазарскиеХазары — тюркоязычный кочевой народ. В середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650-969). имена, некоторое время в городе был даже хазарский наместник. Жили здесь и иудеи, и выходцы с Востока... То есть это был большой плавильный котел византийско-греческой культуры.
В житии святого равноапостольного КириллаСвятой Кирилл (до схимы Константин, по прозвищу Философ) — византийский миссионер. Вместе с братом Мефодием является создателем перевода Евангелия с греческого на древнеславянский язык. есть рассказ о том, что во время поездки в Хазарию он останавливался в Херсонесе и нашел в городе книгу, которая была написана то ли «руссьскими письмены», то ли «сурьскими письмены»... Ученые склоняются к тому, что, поскольку русской письменности на тот период не найдено, книга эта, скорее всего, была написана по-сирийски и Константин, видимо, изучил в Херсонесе сирийский язык. Это говорит о наличии в Херсонесе сирийской общины.
В Херсонесе жили и славяне. У нас есть этому отдельные свидетельства, по преимуществу — находки вещей русского происхождения. Прежде всего крестов. Как их называют — «мелких предметов личного благочестия».
Не так давно академик Алексей Алексеевич Гиппиус из Института славяноведения РАН смог прочесть одну славянскую надпись и датировать ее XII — началом XIII века. Графитто из Херсонеса (графитти — это процарапанные надписи на твердой поверхности) гласит: «Сенько написал (нарисовал), идя, крест». Таким образом, у нас появилось свидетельство прямого присутствия славян в городе. Причем интересно, что графита эта оказалась паломнической, потому что там написано, что человек написал ее, «идя». А так писали именно паломники на стенах храмов. Выбитые на камне под буквами большой узорчатый крест и восемь таких же маленьких эту версию подкрепляют. Такие надписи в то время были своего рода «компостерами», отметками о пребывании. Вероятно, человек через Херсонес направлялся в Константинополь или даже дальше, в Иерусалим.
— Чем занимались жители Херсонеса? Говорят, что это был город искусных ремесленников...
— Рядом с Херсонесом не было других крупных городов, поэтому он во многом должен был сам себя обеспечивать. Здесь было и гончарное производство — делали горшки, амфоры, кирпич, черепицу... Была и металлургия — найдено много форм для литья и различных металлических предметов. Немало находок, связанных с сельским хозяйством, в том числе, например, рыбозасолочные цистерны. Зерно в город привозили и перерабатывали, солью торговали...
Херсонес был и крупным торговым центром — мы видим по керамике, что сюда приходил импорт с южного берега Черного моря. И наоборот, какие-то товары экспортировали отсюда.
Словом, здесь и производили, и торговали.
Средний уровень жизни горожан был достаточно высок в сравнении с жителями окрестностей. Мы видим предметы роскоши — золотые украшения, резные камни, стеклянная посуда...
— Как насчет грамотности? Умели ли горожане читать и писать? Были ли в Херсонесе школы?
— Очевидно, школы в Херсонесе были. Уровень грамотности здесь был достаточно высокий — об этом можно судить уже по большому количеству граффити и надписей византийского времени. По числу обнаруженных греческих надписей Херсонес лидирует среди всех греческих поселений Северного Причерноморья — до нас их дошло больше сотни!
О местной культурной традиции судить сложнее. Но мы знаем, что в Херсонесе были созданы некоторые памятники греческой письменности: «Жития епископов Херсонских», «Чудо святого Климента», «Алфавитарий апостола Андрея». К сожалению, сами рукописи, которые были написаны в городе, до нас не дошли. При этом археологи находят застежки от книг — скорее всего, богослужебных.
— Во что верили жители Херсонеса? Понятно, что в городе жили христиане и стояли христианские храмы. А были ли последователи других религий?
— К эпохе правления князя Владимира христианская история Херсонеса насчитывала несколько веков. Первые христиане появились здесь, по преданию, уже в I в. н. э., а епископ Херсонеса Еферий впервые упоминается в источниках в связи со Вторым Вселенским Собором (381 год) — он подписал орос, то есть утвержденный догмат Собора.
Автокефальная епископия Херсонеса подчинялась не митрополиту, а напрямую Патриарху Константинопольскому. Позже здесь возникла митрополия, которая долго отчаянно боролась за свою церковную независимость, самостоятельность и за контроль над разными территориями. Например, Южный берег Крыма в конце XIV века был местом конкуренции между митрополитом Херсонеса и митрополитом Готским и Сугдейско-ФульскимГотская епархия — древняя епархия Константинопольского Патриархата в Крыму с центром в городе Мангупе (Дорос)..
Судя по количеству найденных церковных предметов, остатков храмов и тому подобного, можно утверждать, что и в интересующее нас время — в конце Х века — Херсонес был преимущественно христианским. Город не раз подвергался мощным репрессиям и со стороны императора, и со стороны варваров, в том числе и таким, в ходе которых бывала уничтожена бóльшая часть мужского населения. Поэтому сказать, существовали ли постоянно религиозные общины, о которых нам известно по находкам, мы не можем.
В Херсонесе много ранневизантийских храмов. Базилики, которые частично продолжали существовать, частично были перестроены и уменьшились в масштабе. Существовала даже «базилика в базилике», о которой уже упоминалось. Помимо больших городских храмов, в каждом квартале были свои маленькие зальные храмы без особых украшений. В этот период были построены и крестово-купольные храмы. Нам известно несколько таких зданий, в том числе на центральной площади города, на Большом торге.
В городе были монастыри. Мы знаем о монастыре Богородицы Влахернской, который находился за стенами города на месте так называемого крестообразного храма. Были церковные благотворительные организации вроде больницы святого Леонтия.
В девятом веке Херсонес посетил константинопольский монах Епифаний. Он называл жителей города «носимыми всяким ветром ересей». Возможно, это означало, что в Херсонесе было много так называемого нехристианского населения. Хотя это текст эпохи иконоборчестваЕресь иконоборчества получила большое распространение в Византии в VIII–IX веках. Ее приверженцы свою борьбу с иконами аргументировали тем, что нельзя поклоняться «рукотворным вещам». Защитники иконопочитания возражали, что иконам следует поклоняться и к ним прикладываться, но не служить им, потому что служение приличествует только Богу: «Поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога». Церковный Собор 843 года осудил иконоборцев., и, вполне вероятно, речь идет о том, что, в отличие от других центров, например Керчи, Херсонес тоже был иконоборческим.
— Вокруг города высились крепостные стены. В летописях описывается, что войско князя Владимира не сумело взять их штурмом. То есть, Херсонес был городом укрепленным. А как он защищался? И от кого?
— Херсонес был мощным военным центром. Крепкие городские стены, построенные еще в античности, много раз ремонтировались. Они были довольно мощные, раз князь Владимир с войском не смог так легко взять город во время осады. Кроме того, существовала система форпостов, крепостей, которые контролировали проходы к городу. Поскольку Херсонес к этому моменту являлся уже отдельным административным округом, у него было свое ополчение, отдельное войско во главе со стратигом и небольшие отряды его заместителей — ипотиритов.
Херсонес — город приморский. Он имел постоянное морское сообщение со всем Причерноморьем, поэтому, разумеется, у него был свой флот, была гавань в Карантинной бухте.
Необходимость в оборонительных сооружениях и охране была насущной: на город часто нападали. Херсонес долго находился под хазарской угрозой. Какое-то время хазары даже частично контролировали город, в нем жил хазарский наместник, возможно, византийцы и хазары владели городом совместно.
Что касается эпохи князя Владимира, то в то время основной угрозой для Херсонеса стали русы. Они постоянно ходили на Константинополь и, вероятно, затрагивали Херсонес. Главным же военным событием стал как раз поход князя Владимира. Позже он даже стал поводом к усилению укреплений и в самом Херсонесе, и вокруг города.
— Зачем князь Владимир пришел под Херсонес? Для чего ему понадобилось осаждать древний город?
— В византийских источниках осада города не описана, но есть некоторые восточные источники, которые упоминают о связанных с этим событиях. По ним, если не останавливаться подробно на разночтениях, можно реконструировать ситуацию так: князь Владимир был призван византийскими императорами Василием и Константином, потому что они не могли справиться с очень опасным восстанием Варды Фоки на территории Малой Азии. Им требовалось в помощь русское войско. Одной из плат за эту помощь являлся брак князя Владимира с сестрой Василия и Константина Анной, порфиророднойПорфирородный, багрянородный — так называли детей византийского императора, рожденных во время его правления (в отличие от детей, которые родились до вступления отца на императорский престол). Порфир — камень багряного, пурпурного цвета. Византийские императрицы рожали в Багряном (Порфирном) зале императорского дворца, оформленного порфиром, откуда и возник эпитет. принцессой, то есть одной из тех принцесс, которых византийцы старались не выдавать замуж за иностранных правителей. Условием этого брака, естественно, было крещение Владимира.
Дальше подробности — почему Владимир осаждал Херсонес — непонятны. По базовой версии, Василий и Константин не спешили отправить русскому князю свою сестру, и он таким образом решил их принудить. Но существует и другая гипотеза, согласно которой город Херсонес тоже взбунтовался в рамках восстания Варды Фоки, и Владимир отправился покорить Херсонес и вернуть город под власть императоров.
— Как русы сумели взять укрепленный город? Достоверна ли история с предательством одного из жителей осажденного Херсонеса?
— Херсонес долгое время имел очень выгодное положение потому, что у него была собственная вода — колодцы находились прямо в городе. Но потом, как раз в начале Х века, случилась какая-то экологическая катастрофа: море пробило скалу и засолило водную систему города, колодцы оказались непригодны. Пришлось строить мощный водопровод, который шел, однако, не как акведук — по верху — а тянулся под землею. Этот факт придает достоверность рассказу древнерусских летописей о взятии осажденного города. Там упоминается этот самый водопровод. В «Повести временных лет» описано, что Владимир не смог взять Херсонес приступом. Пытался сделать насыпи к городским стенам, но жители через тайный подкоп перетаскивали грунт внутрь городских стен и рассыпали на площадях.
В итоге город действительно был взят благодаря предательству: «И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: “Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока”. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: “Если сбудется это, — сам крещусь!” И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались». То есть Анастас Корсунянин знал маршрут водопровода и сообщил князю, где именно нужно перекрыть ввод воды в Херсонес. Оставшись без воды, Херсонес вынужден был впустить осаждавших в городские стены.
— Где в действительности крестился Владимир? Был ли это Херсонес? Ведь существуют версии, что крещение произошло в других городах...
— Сведения о крещении князя Владимира очень разнородны. С одной стороны, есть летописные известия, рассказы из житий князя Владимира. Но с другой стороны, даже они внутри себя непоследовательны. Например, в «Повести временных лет» говорится, что к началу XII века уже существовало несколько версий, где конкретно крестился Владимир: в Херсоне, в Киеве, в Василёве...
Против киевской версии говорят некоторые обстоятельства. В течение нескольких лет после крещения Владимира в Киеве не было церковной иерархии — она появилась позже. До 996 года не был построен кафедральный собор. Поэтому наиболее логичным представляется крещение Владимира именно в Херсонесе.
В каком храме крестился князь русов? Списки русских летописей называют разные храмы: св. Василия, св. Софии, св. Иакова, Успения... По-видимому, какая-то память о крещении высокородного руса в городе существовала, но ко времени составления летописей подробности уже были утрачены.
В этот период византийцы уже крестили всех в младенчестве, поэтому больших крещален не устраивали. Всех крестили в небольших переносных купелях. Хотя поскольку в окружении Херсонеса всё время были язычники, которые могли принимать крещение, по-видимому, какие-то ранние византийские крещальни-баптистерии продолжали существовать. Вероятно, в одной из них князь Владимир и был крещен. Но сам чин крещения Владимира, конечно, ничем от крещения обычных горожан не отличался.
Где находилась эта крещальня? Об этом идут споры. Некоторые исследователи размещали ее рядом с самой крупной, Уваровской, базиликой. Но, согласно летописи, крещение проходило на главной площади города, и когда в ΧΙΧ веке было решено построить Владимирский собор в честь этого события, то выбрали один из храмов города, при котором, по предположению, была крещальня. Однако в то время уровень археологии был еще невысок, и поэтому по ошибке за крещальню приняли двойное погребение, находившееся в этом храме. Соответственно, в том храме, который находится сейчас под Владимирским собором, крещения Владимира быть не могло. А из храмов на главной городской площади наиболее вероятен храм, который находился к юго-западу от нынешнего собора — его следы тоже видны, и в нем, мы точно знаем, находилась большая крещальня.
Кроме того, рядом была найдена ранневизантийская надпись о строительстве храма: заказчиком здания которого был некий комит, то есть крупный византийский чиновник, Василий. Вполне вероятно, что сам храм носил имя святого Василия, святого покровителя этого чиновника. А согласно Лаврентьевской летописи, Владимир крестился именно в церкви святого Василия. Таким образом, это место (у археологов оно обозначается как «баптистерий базиликального храма № 28») оказывается наиболее вероятным претендентом на место крещения князя Владимира.
— Что Владимир сделал с Херсонесом после взятия города? Он ведь его не разрушил?
— Сколько времени находился Владимир в Херсонесе, точно мы не знаем. Туда должна была прибыть Анна. И он, собственно, ее там ждал. Потом месяц-два выздоравливал: в летописях говорится, что перед самым крещением Владимир ослеп, а после крещения — прозрел...
Известно, что при уходе из Херсонеса князь взял из города некоторую добычу: бронзовых коней и статуи, которыми он, видимо, хотел украсить Киев. Кроме того, он привез с собою священников и книги.
Кстати, когда в Киеве была построена Десятинная церковь, она строилась и обустраивалась под началом того самого Анастаса Корсунянина, который подсказал Владимиру, как захватить Херсонес.
Видимо, Владимир взял из Херсонеса какую-то часть мощей святого Климента Римского. Действительно, в «Слове на обновление Десятинной церкви» и в летописях встречается упоминание мощей папы Климента, которые хранились в Киеве.
Среди ученых идут споры, был ли Херсонес после взятия его Владимиром сильно разрушен. И если были какие-то разрушения, то связаны они с разорением после взятия или это какие-то зажигательные снаряды попали за городские стены во время осады. Некоторые исследователи пытались все пожары конца десятого века в Крыму отнести к нашествию князя Владимира.
При этом очень показательно еще одно свидетельство летописи: князь Владимир построил храм на том валу, который был насыпан для осады города. Еще раз: князь-завоеватель, бывший язычник, построил в городе, в котором крестился, храм Иоанна Предтечи! Видимо, случилось это во время пребывания Владимира в Херсонесе после осады, а мастеров он позвал местных. Эти сведения подчеркивают, что Владимир все-таки выступает в этой истории не только как завоеватель и разрушитель, но и как человек, который совершает акт благочестия, строя в городе храм.
Где именно этот храм Иоанна Предтечи находился, к сожалению, непонятно. Видимо, это было за городом, если это осадные валы. Его долго искали, и до сих пор соотнести его с каким-то определенным из найденных храмов не удалось. Были гипотезы, что, возможно, у так называемой базилики на холме были погребены русские воины, которые пали там, но никакого подтверждения это не имеет.
— Какова была дальнейшая судьба города? Как получилось, что спустя много веков пришлось его разыскивать и откапывать?
— Первое время она была вполне счастливая — это был крупный центр, в котором по-прежнему шло строительство, на что указывают надписи.
Упадок его начинается с общим упадком Византии после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году.
В 1299 году город пережил ужасное нашествие золотоордынского хана Ногая. Город отстроился, но через сто лет Орда снова напала, и к началу второй половины XV века Херсонес пришел в запустение, потерял статус крупного города и значительного регионального центра. В последующие годы город был разграблен. Сохранялась небольшая крепость на месте цитадели, которая служила одновременно и портом. Она и небольшое поселение рядом упоминаются вплоть до XV–XVI вв.
В XVII веке Херсонес исчезает с карт, упоминания его в исторических источниках больше не встречается, а точное местоположение Херсонеса на несколько столетий становится тайной.
Лишь в 1827 году, по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые научные раскопки на месте погибшего Херсонеса. Тогда были найдены три храма. А более систематические раскопки начались только в конце 1880-х годов...