Вопрос читателя:
Здравствуйте. Я Елизавета, ученица 10 класса школы. Сейчас работаю над литературным проектом, связанным с творчеством Михаила Булгакова и его романом «Мастер и Маргарита». В целом мне очень понравилось это произведение, но далеко не все его содержание — это отражение канонов православной веры. С одной стороны, этот роман даёт многим далёким от Церкви людям воспринять Христа как реальную личность, задуматься, но, с другой стороны, роман создаёт образ, простите, симпатичной и справедливой нечистой силы, искажает факты, изложенные в Писании. Недаром эту книгу и называют «евангелием от сатаны». Да и сам автор имеет достаточно противоречивую оценку своего творчества. В связи с этим, у меня к Вам несколько вопросов:
1. Является ли в романе образ Иешуа Га-ноцри противоречием образу Иисуса Христа?
2. Греховен ли роман «Мастер и Маргарита» с Вашей точки зрения?
3. Стали бы Вы рекомендовать к прочтению роман современному молодому поколению и верующим людям?
Заранее благодарю вас за ваши ответы.
Ответ священника:
Здравствуйте, Елизавета!
Как говорил поэт Михаил Светлов: «Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель». И любой взгляд на книгу, неизбежно, становится отражением собственного опыта читателя, его взгляда на Евангелие и современность.
Если Вам интересен глубокий и подробный анализ произведения Михаила Афанасьевича Булгакова, рекомендую Вам прочесть книгу протоиерея Алексия Потокина «Жизнь без жизни». В ней батюшка отвечает, отчасти, и на Ваши вопросы развернуто и аргументированно.
Если Вам интересно моё личное мнение, то, чтобы не превращать письмо в лекцию, отвечу кратко и по пунктам.
Во-первых, образ Господа и Спасителя Христа подается в книге со слов диавола. Было бы странным ожидать правды от отца лжи. Поэтому, полагаю, было бы верным назвать этот образ в романе таким изображением Христа, каким его хотел бы видеть сам ненавидящий Его и потерпевший поражение диавол. Естественно, от евангельского образа здесь не осталось почти ничего.
Смотрите также видео Академии журнала «Фома»:
Во-вторых, роман, как, безусловно, выдающееся произведение, невозможно назвать исключительно греховным или безгрешным. Он жизненный. И в нем, как в жизни, переплетены грех и святость. Проблема романа в том, что грех в нём выглядит довольно привлекательным, впрочем, и это проблема всей нашей жизни. Мы слишком часто считаем грех достаточно привлекательным, чтобы его совершить. Роман отражает это очень талантливо.
В-третьих, в своё время, когда Евангелие было недоступно и запретно, многие советские юноши и девушки зачитывались этим романом, как единственным источником, из которого хоть что-то можно было прочитать о Христе. Сейчас, когда Священное Писание доступно, я вряд ли рекомендовал бы его молодому верующему человеку, ищущему ответы на вопросы духовной жизни. Для этого есть другие книги. В то же время невозможно говорить о молодом поколении или верующих в целом. Каждый человек индивидуален. И, возможно, такая книга была бы полезна кому-то в качестве антиевангелия, в некотором роде духовной антиутопии, предполагающей, что было бы, если бы диавол мог хоть ненадолго победить Христа. Такого рода чтение, на мой взгляд, скорее предназначено для людей духовно опытных или, хотя бы богословски подготовленных к тому, чтобы не прельститься бутафорским блеском красоты зла. Ведь за этим блеском нет ничего, кроме огня и небытия.
Надеюсь, что смог ответить на Ваши вопросы и желаю перейти от Булгакова к более безопасной духовной литературе. Почитайте, например, повести Юлии Вознесенской и эту публикацию на нашем сайте.
Смотрите также:
Курс академии журнала «Фома» — Алексей Варламов. «Булгаков за час»