Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Иисус нередко напоминал о важности соблюдения Закона (т. е. торы) и всех её правил, даже самых незначительных:
- «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17)
- «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18)
- «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5:19)
- «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2,10).
Тем не менее, Павел отменил кашрут на основе своего видения (Деян. 10:9-16). Субботу же отменил даже не апостол, а император Константин. Да, Иисус говорит, что «суббота для человека, а не человек для субботы», но в современном православии заповедь почитания субботы не выполняется почти никак!
Очень хотелось бы услышать, как это можно трактовать. Храни Вас Господь!
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог Вас благословит!
Мы должны понимать, что слова «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17) Спаситель обращал к людям того времени, к иудеям, которые свято чтили Закон и искали любой предлог, чтобы опровергнуть учение Христа. Господь этими словами подтверждает, что все ветхозаветное Он исполняет, не опровергая. Но славянское слово «исполнить» имеет несколько значений, в том числе «осуществить» и «восполнить». Господь, исполняя ветхозаветные законы, расширяет их, дополняя и углубляя их и осуществляет Новый Завет, главной заповедью в котором есть Заповедь Любви.
Этой Заповедью расшифровывается исполнение субботы, обрезание физическое переходит в обрезание сердцем, всем телом, всей душой, то есть в Крещение. Смысл Нового Завета является в выполнении Закона в котором любовь к Господу и любовь к людям выше исполнения только ветхозаветных законов. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2,10), — вот в этих словах и подтверждается это. Если ты соблюдаешь все законы телесные и пищевые, но осуждаешь брата своего, ненавидя его, ты ошибся во всем своем видении христианства. А христиане почитают субботу, делая послабления в посте в этот день, изменяя богослужение на праздничное, а не буднее. Но суббота меркнет по сравнению с малой Пасхой — Воскресением, поэтому на фоне воскресенья, суббота нам кажется совсем не исполненной. Почитание дня субботнего для ветхозаветного человека — это почитание Бога, сотворившего этот мир, без греха, без болезни, без ужасов. Но человечество пало, разрушив это совершенство. Воскресенье для нас — это новый мир, возвращение в Царствие Небесное, которое нам даровал Господь наш Иисус Христос, поэтому мы и чтим Светлое Христово Воскресенье как логическую кульминацию субботы.
В отрывке Священного Писания, на который Вы ссылаетесь, есть слова «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10:9-16). Этими словами и расшифровывается неактуальность кашрута в новозаветное время. И утвердил это не Петр или Павел, а сам Господь, на чей глас ссылается Священное Писание.
Божьей помощи Вам!