Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Иисус нередко напоминал о важности соблюдения Закона (т. е. торы) и всех её правил, даже самых незначительных:

  • «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17)
  • «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18)
  • «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5:19)
  • «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2,10).

Тем не менее, Павел отменил кашрут на основе своего видения (Деян. 10:9-16). Субботу же отменил даже не апостол, а император Константин. Да, Иисус говорит, что «суббота для человека, а не человек для субботы», но в современном православии заповедь почитания субботы не выполняется почти никак!

Очень хотелось бы услышать, как это можно трактовать. Храни Вас Господь!

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас благословит!

Мы должны понимать, что слова «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17) Спаситель обращал к людям того времени, к иудеям, которые свято чтили Закон и искали любой предлог, чтобы опровергнуть учение Христа. Господь этими словами подтверждает, что все ветхозаветное Он исполняет, не опровергая. Но славянское слово «исполнить» имеет несколько значений, в том числе «осуществить» и «восполнить». Господь, исполняя ветхозаветные законы, расширяет их, дополняя и углубляя их и осуществляет Новый Завет, главной заповедью в котором есть Заповедь Любви.

Этой Заповедью расшифровывается исполнение субботы, обрезание физическое переходит в обрезание сердцем, всем телом, всей душой, то есть в Крещение. Смысл Нового Завета является в выполнении Закона в котором любовь к Господу и любовь к людям выше исполнения только ветхозаветных законов. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2,10), — вот в этих словах и подтверждается это. Если ты соблюдаешь все законы телесные и пищевые, но осуждаешь брата своего, ненавидя его, ты ошибся во всем своем видении христианства. А христиане почитают субботу, делая послабления в посте в этот день, изменяя богослужение на праздничное, а не буднее. Но суббота меркнет по сравнению с малой Пасхой — Воскресением, поэтому на фоне воскресенья, суббота нам кажется совсем не исполненной. Почитание дня субботнего для ветхозаветного человека — это почитание Бога, сотворившего этот мир, без греха, без болезни, без ужасов. Но человечество пало, разрушив это совершенство. Воскресенье для нас — это новый мир, возвращение в Царствие Небесное, которое нам даровал Господь наш Иисус Христос, поэтому мы и чтим Светлое Христово Воскресенье как логическую кульминацию субботы.

В отрывке Священного Писания, на который Вы ссылаетесь, есть слова «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10:9-16). Этими словами и расшифровывается неактуальность кашрута в новозаветное время. И утвердил это не Петр или Павел, а сам Господь, на чей глас ссылается Священное Писание.

Божьей помощи Вам!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: