Горе от ума 2.0

Чистосердечное признание: в последнее время я, как обладатель странички в Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), ежедневно борюсь с новым для себя искушением — превратиться в заправского комментатора широкого профиля. Публично высказывать свои умные суждения по всем громким новостям подряд. Читаю ленту друзей — и возникает ощущение, что искушение это одолевает далеко не меня одного. Каждый третий считает своим долгом высказаться о каждой второй новости. Одни — «за», другие — само собой — «против». Это банальность, но мне кажется, что всех нас, заправских комментаторов, объединяет одна вещь. Суждение изрекает «эксперт» — человек, который из большого снисхождения как будто лишь напоминает неопытным читателям некие и без того очевидные вещи, которые читатель, однако, почему-то не понимает. Интонация некой усталости и неохоты в таких высказываниях должна подчеркнуть, что «эксперт» приоткрывает лишь сотую часть того, что он на самом деле знает… Это явление я для себя называю «горе от ума 2.0». И себя к этому явлению, к сожалению, причисляю. Говорю о собственном «уме» без стеснения, потому что в данном случае гордиться нечем.

Одно дело если я читаю в интернете откровенную ложь, которую берусь опровергнуть — не поспорить, не поругаться, а именно хладнокровно опровергнуть с фактами и цифрами в руках. Но что изменится оттого, что я просто вставлю свои двадцать пять копеек по последней горячей теме?

Горе от ума 2.0

У вас нет ощущения, что «горе от ума 2.0» перекидывается из интернета в жизнь? Недавно я встретился со своим старым другом — мы не виделись больше года. Первое, о чем он спросил меня: «Что ты думаешь о панк-молебне в Храме Христа Спасителя?» Как будто больше двум старым друзьям поговорить не о чем… Я ответил, что об этом не думаю. Друг не поверил: решил, что я просто не хочу вступать в спор, заранее предчувствуя поражение.

Но я ведь и вправду не думаю. Знаю, но не рефлексирую. Слежу за этой историей, но не испытываю потребности донести до мира свою позицию. И таких историй — много.  

За это я часто получаю упреки в равнодушии и в безразличии к судьбе страны и общества. «Как — у тебя нет на этот счет своего мнения?!» — этими словами человека можно буквально пригвоздить к позорному столбу.

Но снова и снова открывая Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где все мы сами себе «эксперты», я прихожу к парадоксальной мысли: а может быть, сегодня это тоже позиция — не иметь своего мнения? Не только «не высказывать» и бить себя по рукам, когда нахлынет порыв что-то «запостить», а именно — ограждать свой ум от рефлексии на назойливые темы?

Неслучайно же когда христианские святые — люди далеко не глупые — учили прихожан молиться, они специально разделяли «молчание» — тишину на устах и «безмолвие» — тишину в уме и сердце.

Я уже предвижу вопрос: что же — лучше уподобиться грибоедовскому Молчалину, лицемеру и обманщику, убежденному, что в «мои лета не должно сметь свое суждение иметь»?

Но Молчалин хотя бы разделял свои суждения на те, которые высказывать нужно, и те, которые высказывать не нужно. Значит, для него хотя бы стоял вопрос о ценности и полезности высказывания как такового — пускай даже в своих сугубо шкурных интересах. В обществе поголовных «экспертов», как ни парадоксально, чему-то можно поучиться даже у Молчалина.

0
0
Сохранить
Поделиться: