Когда по телевизору показывали документальный фильм памяти актера и режиссера Сергея Бодрова-младшего, его персонаж из «Брата» провозглашался героем своего времени. Голос за кадром подводил публику к вопросу: «А кто наш герой сегодня?» И сам на этот вопрос отвечал: «Сегодня время такое, когда героя нет и быть не может».
Я сейчас совсем не о Сергее Бодрове и не о героизме 90-х. Я вот о чем: почему же «нет и быть не может»? Разве не у каждой эпохи должен быть свой герой? Разве есть некие особенные эпохи без героя? А что если вопрос в том, где искать?
Меня окружают думающие умные люди. Они по-настоящему склонны искать героя — в смысле, человека, который олицетворил бы собой эпоху, стал бы ее символом. Но вот что удивительно: по моим наблюдениям, этот поиск строго и безапелляционно загнан в рамки политики.
Переживания по поводу политической борьбы, разговоры о схватке власти и оппозиции сегодня заменяют собой практически все — социальное, культурное, просто человеческое… Я как человек аполитичный чувствую на себе неподдельное давление со стороны общественности: даже если ты не интересуешься политикой, она тебя настигнет и заставит обратить на себя твое внимание — придет к тебе в дом. Внимательные и чуткие читатели моментально впишут любое слово, сказанное тобой в социальной сети, в политический контекст: за власть ты или против.
— Да, я не «за» и не «против». Я вообще о другом!
— Что? О каком-таком другом? Нет ничего важнее этого!
Если и вправду «нет ничего важнее», то героя нашего времени не найти. Никакого и никогда. По двум причинам.
Во-первых, политика — по определение борьба. Конфронтация. То есть, разделение на своих и чужих. А герой — только тогда герой, когда для всех. Это не компромиссная фигура, это фигура объединяющая и примиряющая. Но если на все смотреть сквозь призму политической борьбы, то такой фигуры просто не нужно. Ведь тогда придется хотя бы в чем-то объединиться и примириться с оппонентом. Ну уж нет, это же — смерти подобно…
А во-вторых, мои школьные знания истории позволяют предположить, что в любую эпоху в любой стране подлинный героизм был неотделим от жертвенности. А жертвовать собой человек готов ради высшей ценности. Но нужно, чтобы она была. Политическая борьба вряд ли тянет на такую роль — мало кто готов отдать свою жизнь за победу своей партии на выборах. Но мои школьные знания истории позволяют заметить и другое: есть множество людей, отдавших свою жизнь за веру в Бога. Церковь этих людей — мучеников и новомучеников — знает и чтит поименно. Бог для них был подлинной высшей ценностью — выше даже собственной жизни.
А еще Бог — выше схватки наших с вами земных интересов. Он не бывает за «своих» и против «чужих». Мы все Его дети. Поэтому объединиться и примириться мы можем только перед Ним. И только так — по моим ощущениям — можно разглядеть и распознать — где герой нашего времени и каков он.