М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005 г. – 256 с.
Уроки? В дидактическом понимании (даже с точки зрения нравственности) их в книге немного. Воспоминания? И к этому жанру книгу впрямую тоже не отнесешь: здесь слишком много художественной реконструкции, того, что в другом контексте, скорее всего, выглядело бы чистым вымыслом – рассказ о событиях до рождения автора книги, о том, чего ему уже никто не мог рассказать, внутренние монологи героя... Много анахронизмов и бытовых, фактических неточностей – так что это явно не документальная проза, на которую можно сослаться как на достоверный исторический источник...
Это книга – сына об отце. Она написана в конце жизни, через десятилетия, через всю прожитую жизнь – кровью сердца. Написана музыкантом – музыкально и даже симфонически. Так, что с первых новелл захватывает дыхание, а к кульминации, к Бутовской расстрельной яме, вихрем поднимает и несет – туда, где остаются только Правда и Жизнь, где смерти нет, где происходит встреча – навек, на вечность... Так не напишешь без дыхания любви, святости, знания оттуда – от отца, из жизни вечной.
Разоренный храм, где служил отец, – возродился и действует.
Безвестное место казни стало всероссийской и всемирной святыней. А сын, жизнь которого прошла вдали от Церкви – написал эту книгу.
Вместе с отцом. Только так.
“Именно тут, в переваливающейся железной банке, в студеную сырую ночь, сжатые, склеенные в один задыхающийся комок, они поняли, что настал тот момент, когда кончается земная суета и человек переходит в иной, вечный, светлый мир, что сейчас здесь, на этом самом полигоне, для них начнется та самая жизнь вечная, благословенная, о которой было столько молитв и вопрошаний”.