Геенна огненная
«быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:47-48)
Значение выражения «Геенна огненная»
Была к югу от Иерусалима — ещё в то время, когда евреи не пришли сюда — долина Енном, названная так по имени сынов Еннома, которые, вероятно, были её владельцами. Это было красивое место с ручейком, по берегу которого росли деревья. В VII веке до Рождества Христова в долине устроили капище языческого божества Молоха, в жертву которому приносили детей. Идол Молоха представлял собой металлическую статую человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя накалялась, и несчастных младенцев бросали в протянутые руки истукана. Этому обычаю положил конец праведный царь Иосия. Он разрушил жертвенники и наполнил капище человеческими костями (4 Цар 23:10). Через некоторое там образовалась городская свалка. Туда сбрасывали издохших животных и тела казнённых преступников, в которых заводились черви. Чтобы трупные миазмы не распространялись, на свалке постоянно поддерживали огонь.
Пылающая и зловонная долина Енном, по-еврейски «Ге-хинном» — очень яркий образ, который вскоре стал аллегорией загробных наказаний для закоренелых грешников. «Ге-хинном» превратилось в «геенна», и это слово стало обозначать место мучений — печь, где всегда пылает огонь, и черви вечно точат душу грешника. В этом значении термин «геенна огненная» появляется в еврейской литературе I века до Рождества Христова, а также в речи Самого Христа (например, Мф 5:22) и Его учеников (Иак 3:6).
В христианстве «геенна огненная» называют место, куда попадут грешники после Страшного суда. Не стоит воспринимать её описание в грубо-чувственном смысле, ведь реалии после Страшного суда будут совсем иными. Но менее страшной геенна от этого не становится.
«Гиена огненная»
Такого животного, конечно, не существует, но иногда школьники спрашивают, что это такое. Судя по контексту, некоторые из них это выражение вычитали из «Грозы» А. Н. Островского и учатся в десятом классе. «Гиена огненная» давно стала предметом каламбуров и шуточных картинок, но геенна огненная смешной быть не может — это место непрекращающегося плача и скрежета зубов.
Гореть в геенне огненной
Слово «геенна» встречается в Новом Завете 11 раз. В Нагорной проповеди Христос прибавляет к слову «геенна» определение «огненная»:
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака́“ (пустой человек), подлежит синедриону (верховному суду Израиля); а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф 5:22). Тем самым Христос поучает христиан воздерживаться не только от злых дел, но и от самого гнева, объясняя, что он наносит такой вред душе человека, что нам трудно представить, и лишает человека благодати, спасающей его.
В Евангелии от Марка Христос трижды повторил изречение из книги пророка Исаии: «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:44, 46, 48, ср. Ис 66:24). Очевидно, этот образ взят из долины Енном.
На православных иконах, например, на иконе греческого иконописца XVI века Георгиоса Клонцаса, геенна изображается одновременно как озеро огня, в которое впадает огненная река, и символически, в виде ненасытного чудовища. Там будут мучиться не только грешники, но и сатана и бесы: ведь изначально именно для них, а не для людей, была уготована геенна, но люди сами себя лишают вечных благ, дарованных Богом, потому что уподобляются дьяволу и его нечистому воинству (Мф 25:41). Как изображает Апокалипсис: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр 22:8). Разумеется, это не обычный огонь и сера. Скорее речь тут идет о душевных страданиях, муках совести, которые, как объясняет блаж. Феофилакт Болгарский, непрерывно точат душу, как червь, и жгут сильнее любого вещественного огня (толкование блаж. Феофилакта Болгарского на Ев. от Марка 9 гл.).
Если Бог добрый, почему Он посылает людей в геенну?
У многих возникает вопрос: почему, если Бог добрый, Он осуждает на такие страшные муки? Этот вопрос основан на допущении, будто бы Бог является виновником страданий в геенне, но это не так. Господь сошёл с неба, облёкся в человеческую плоть, вытерпел страдания на Кресте, чтобы тем самым снять вину со всего человечества и примирить с Собой всех без исключения. Разве Бог, настолько возлюбивший человечество, может оказаться немилосердным и Сам выдумать мучения? Он потому и о геенне говорит, что Он благ: святитель Иоанн Златоуст объясняет, что если бы все были уверены в её существовании, как в том, что солнце светит, а трава зелёная — никто бы в неё не попал, все озаботились бы своим спасением (беседа 3 на послание к Филимону). «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» — говорит от имени Господа пророк Исаия (Ис 59:2). Только нераскаянный грех создаёт непроходимую пропасть между Богом и человеком.
Иисус Христос рад был бы простить всех преступников Его закона, даже самых злых, но чисто внешний оправдательный приговор ничего не даст. «Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его все оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен» — объясняет святитель Феофан Затворник. Нельзя взять в рай того, кто сам себя делает нечистым: он и там для себя создаст личный ад, терзаясь завистью, что другие могут насладиться райских благ, а он не может. Остаётся Богу лишить нераскаянного грешника всякой возможности творить грехи дальше, чтобы он не стал подобным демонам — и это геенна. Мы не можем сказать лучше святителя Феофана Затворника, так что отсылаем к его второму письму в «Письмах к разным лицам о разных предметах веры и жизни», в котором святой, имеющий непоколебимую веру в благость и праведность Господа, разрешает кажущееся противоречие и исцеляет сомневающуюся душу его духовного чада от смущения.
К сожалению, часто приходится слышать, как некоторые в гневе произносят: «Гореть тебе в геенне огненной!», а иногда даже желают этого. Но это не по-христиански, ведь «гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20). Тем более не по-христиански желать погибели ныне живущему человеку, за спасение которого воплотившийся Сын Божий заплатил Своей Кровью.