Есть в этих портретах что-то особенное. Мальчишки и девчонки, глядящие с фотографий, улыбаются, смущаются, задумываются – в общем, живут… Я листаю страницу за страницей – и, наконец, понимаю, чем так трогают эти снимки. Их герои не позируют и не играют. Они доверяют тому, кто их снимает. Может, потому что там, с той стороны объектива, кто-то просто искренне им улыбнулся?
Детский фотокласс Воскресной школы Успенского подворья Оптиной пустыни (Санкт-Петербург) существует с осени прошлого года. Так сложилось, что в нем занимаются только мальчишки. Зато записаться сюда может любой желающий "с улицы" от 9 до 14 лет. Самое удивительное в этом кружке то, что здесь ребенок не просто учится фотографировать, а сразу начинает участвовать в выставках.
Обязательными считаются две-три персональных и шесть – семь общих, так что в среднем фотокласс устраивает 36 выставок в год. Юный фотолюбитель постоянно в работе: учится проводить фотосессии, снимает, обрабатывает свои работы, наблюдает как их печатают, помогает готовить выставки... У фотокласса уже есть постоянно действующий выставочный зал в одном из кинотеатров города, кроме того, множество тематических выставок проходит в районных музыкальных школах, музеях, а сейчас готовится экспозиция для Центра русского искусства в Москве.
Ну, а если кто-то из мальчишек “не дотягивает” до выставочного уровня? «Такого не бывает, – утверждает руководитель фотокласса Виталий Германович Гассельблат. - Дело в том, что дети учатся быстрей и видят лучше, чем взрослые. Они "не испорчены" образованием, у них не зашорен взгляд. Если ребенок тебе поверил, он уже умеет снимать... Фотограф – это режиссер ситуации, он должен создать у модели определенное настроение. И то, что видят потом на снимке, сначала должны увидеть глаза автора. Мы учим наших ребят во всем видеть что-то доброе. Если эти эмоции будут передаваться в их работах, им самим потом труднее будет сделать что-то злое или глупое. Ведь они уже почувствовали, что это такое – творить добро».
“Рабочая группа” максимум из трех человек. Каждую неделю – одно теоретическое занятие и несколько выездов с руководителем на пленэр. Это может быть звонница собора, спортивные соревнования, праздник в гимназии, дальний монастырский скит... Ребята, раньше никогда не бывавшие в церкви, начинают задавать вопросы, а там, глядишь, то один, то другой уже стоит в храме на службе.
“В школе преподавать фотографию я бы не стал, – говорит Виталий Германович. – Здесь работа интересней и глубже. Очень помогают родители, и все это вместе создает один большой семейный круг. Через пять занятий ребята становятся твоими учениками, а через пять лет – твоими родственниками”.