Вопрос читателя:
Брак без греха невозможен? Написано: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Но как тогда можно вступить в брак, если не смотреть на женщину, которая тебе прекрасна? Жениться на той, которая тебе противна? Только ради того, чтобы не согрешить? Какая польза будет от такого брака?
Понимаю, что Св. Писание было написано в давние времена, когда брак происходил по другому, но как быть сейчас?
Дмитрий
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Дмитрий!
Речь же идет не о законных супружеских отношениях и не о том, что мужчине нравится женщина, влечет его — и он делает все, чтобы благочестиво вести себя с нею до брака и в свое время вступить в брак.
Речь о том, что мужчина смотрит на женщину, не на свою жену, и внутри себя начинает разжигаться, представлять всякие картинки, фантазировать.
Спаситель не говорит о том, что нужно жениться на той, к которой нет влечения! Он говорит о том, что, в общем, если это твоя жена, так вам позволены супружеские отношения, все влечение реализуется; если это твоя невеста, прекрасно, что она тебе нравится, но не стоит распаляться внутренне и уходить в фантазии, а работать над тем, чтобы приблизить брак, чтобы быть готовым ко браку; а если это вообще чужая женщина, то и нечего на нее засматриваться и фантазировать, потому что как минимум это бесплотно и бесперспективно, к тому же, на душе потом будет не очень хорошо, мягко говоря, и себе вы этими фантазиями навредите.
Кроме того, поставьте себя на место женщины. Есть, допустим, некая дама, которая Вам неприятна, или просто какая-то дама, совершенно чужая. Приятно ли Вам будет знать, что она фантазирует о Вас? Я думаю, что нет. По крайней мере, женщинам это точно неприятно, как известно, поэтому и нужно воздержаться от таких взглядов, которые влекут дальнейшее разжигание плоти.
Вот как об этом написано, к примеру, в Толковой Библии Лопухина:
«Законные супружеские отношения исключаются из речи Спасителя, и упрочение семейных отношений — главная Его цель. Слово „женщина“ — в общем смысле, всякая женщина. Взгляд на женщину с намерением удовлетворить похоти есть сам по себе прелюбодеяние в сердце. По ветхозаветному закону грехом был самый факт прелюбодеяния; по учению Спасителя грех бывает тогда, когда прелюбодеяние совершается в сердце. Слушатели Христа могли понять Его речь в том смысле, что Он заповедовал строгое воздержание от блуда, даже — в мыслях. Спаситель говорит о грехе мужчины; но совершенно понятно, что то же самое относится и к женщине. Грехи их прелюбодейственные могут быть прощены. Тем не мене это — грехи и отступление от нормы, и люди должны воздерживаться от них».
А вот что пишет святитель Феофан Затворник:
«Как же быть, если живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящиий с вожделением. Смотреть — смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин и любить должно, ибо в заповеди о любви к ближним не иcключаются и они, — но любовью чистою, в которой имеется в мысли душа и духовное средство, помимо всего прочего... В христианстве, как пред Богом, нет мужеского пола, ни женского, так и во взаимных отношениях христиан. Всячески, скажешь, трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нехотение худа; нехотение же милостивым Господом вменяется в чистоту».
Храни Вас Господь!