Вопрос читателя:

В начале своего воцерковления начал чтение православной литературы... нет, не с Евангелия, а с "Мытарств прп. Феодоры". Уже сильно позже, почти 20 лет спустя, услышал от нашего настоятеля мнение, что эта книга спорная. Однако и в канонах, и в житиях она упоминается достаточно часто. Более того, грехи обычно перечисляются по ней.

О. Савва (Мажуко) приводит аргументы о том, что эта книга написана в определённый исторический периоди для определённого сословия: "Бесы поняли, что она из низшего сословия, и замуж не выходила по определённым причинам, и перестали спрашивать".

Однако есть вещи, которые в списках грехов не упоминаются, тем не менее, ими страдает огромное количество людей, в том числе и ходящих в храм, ездящих в паломнические поездки. Это манипуляция. Матери-одиночки "женят", по словам психолога Нины Крыгиной, на себе своего единственного сына, и при его попытке наладить собственную жизнь у них начинаются психосоматические заболевания, после чего следует "я без тебя умру, не смогу", и пр. Да и других манипуляций огромное количество, начиная от нищих перед входом в храм и заканчивая ура-патриотическими статьями. И не только это.

Получается, что человек, даже обращая внимание на тот список грехов, который мы обычно имеем в брошюрах типа "Первые шаги в храме", может оставаться и созависимым, и безвольным, и профнепригодным, и даже элементарно неинтересным, и никакая исповедь, никакие паломнические поездки ему не помогут. Но на это внимания никто не обращал даже со времён 90-х годов. Получается, что на одно мы внимание обращаем, а "здесь рыбу заворачивали"?

Александр

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Уважаемый Александр, Вы затронули очень важную тему – вопрос о том, что такое исповедь и покаяние и к чему, в конечном счете, стремится человек, который называет себя христианином. Подтема, которую Вы также затронули, – это вопрос принятой в христианской традиции терминологии и ее связи с конкретной исторической эпохой.

К чему стремится христианин? К достижению такого внутреннего состояния, которое не будет препятствовать Богообщению и тому, чтобы стяжать (собрать) в душе благодать Божию. Что это за состояние? Это внутренний мир, любовь, тишина, свет и, как результат работы на собой, – ощущение реального присутствия Божия (немного об этом можно прочитать в материале Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?).

Грех – это любой ошибочный выбор (собственно, слово и переводится как "ошибка", "промах"), который мешает тому, о чем я написал выше. При достаточно развитой саморефлексии человек сможет сам научиться понимать, что в нем не так и что не дает быть в душе любви и миру. Зависть мешает? Мешает. Погоня за признанием мешает? Конечно, какое уж тут спокойствие. Гнев, злость, раздражительность мешает? Да. И так далее. Когда человек в начале пути, сориентироваться бывает трудно, и один из вариантов (один из вариантов!) - это посмотреть список того, что относится к таким вот ошибочным действиям. Это не полный перечень, конечно, но хорошо составленный список может помочь сориентироваться при условии, что человек понимает, собственно, по отношению к чему, к какой конечной цели это ошибочно. Без привязки к этой цели список - это пустое начетничество, и отсюда возникают вопросы, например, можно ли больному человеку в пост куриный бульон.

Внимательно анализируя психологию человека, прежде всего, свою собственную, и имея откровения от Бога, святые смогли выделить основные точки, в которых человек ошибается. Списки могут немного отличаться, но в целом там будут гордыня, тщеславие, зависть, гнев, сребролюбие (любовь к деньгам), лень, чревоугодие, блуд (на всякий случай, даю ссылку). Это слабые места, в которых может споткнуться любой человек.

Теперь перейдем к подтеме. Любой человек, который работает с текстами, знает (и христианину тоже надо бы знать, поскольку много информации идет через тексты), что каждый текст пишется конкретным автором в конкретную эпоху. Это не только для "Мытарств преподобной Феодоры" (книги абсолютно апокрифичной, по моему мнению) актуально, но для любого текста. В том же Священном Писании очень много реалий, которые мы сегодня можем понять, только читая комментарии (например, не все знают, как выглядит "хитон", как именно совершалось распятие, почему иудеи не могли распять Христа сами, а просили Пилата, как должен был идти судебный процесс и так далее, - масса всего). Каких-то вещей в те времена, когда жили святые, попросту не было (например, телефонов, соцсетей и в целом интернета, заказа продуктов на дом и так далее), в том числе и некоторые социальные явления могли быть не так распространены (браки вообще часто заключались как экономические сделки, а отношения мужа и жены были определены принятыми социальными правилами, например, где-то мужчины и женщины вместе не ели, женщины не могли учиться в университете, и часть социальных практик была попросту невозможна). Но основания вот эти вот - тщеславие, гордыня и так далее - остаются одними и теми же на все времена, равно как и понимание того, что грех - это то, что противоречит любви. С этой точки зрения и так понятно, что манипуляции - это грех, потому что хитрость (лукавство) и желание манипулировать другим - это проявления гордыни (ведь человек не имеет права подчинять себе другого человека и его волю), тщеславия, а иной раз и сребролюбия (когда другой воспринимается как источник дохода). Есть ли тут гнев? Конечно, бывает и гнев.

Созависимость - это огромная беда человека. И если Вы читали об этом явлении, то знаете, что внутри него лежат нездоровые отношения, которые в какой-то момент начинает формировать и сама жертва. Это противоречит любви? Безусловно, потому что часто спасают не из любви, а из желания самоутвердиться за счет другого, доказать ему что-то, воспитать взрослого человека (это тщеславие, гордыня). Тут и гнев, и саморазрушение. Часто в таких союзах бывает и блуд.

Профнепригодность - это же безответственное отношение делу, в результате чего страдают люди, которые пользуются продукцией. Разве это любовь - так подставлять людей, которые потом живут в плохо построенных домах, не выучивают язык, хотя заплатили деньги, раздражены и расстроены, что им сделали неудачную стрижку? А если речь о починке машины, а она выехала на трассу - и отказали в результате починки в сервисе тормоза, упаси Бог? А часто человек не признается в профнепригодности и не стремится ничего с нею сделать. Это лень - тоже из базовых грехов.

Исповедь - это не формальное перечисление списка, это покаяние, метанойя, "умопремена", то есть изменение мировоззрения, когда в результате переоценки себя, своей жизни и ценностей в свете христианской любви человек перестраивает себя (духовная борьба), с Божией помощью, свои привычки и жизненные стратегии так, чтобы они были о любви, мире и были согласны с Божьими заповедями, и выкорчевывает из своей души и жизни все, что этому противоречит. Это огромная работа. Приобщение к Таинствам, молитвы, благодать от святых мощей, общение с духовником - это все средства для того, чтобы достичь главной цели. Вне ее и без нее это превращается в пустое начетничество, в пустоту, иногда в тщеславие и гордыню, тут же возможны и гнев, и далее по списку, ну а заниматься огромной работой по перестройке себя мешают и козни лукавого, и лень. То есть всегда одно и то же.

Почему об этом не говорят, я не знаю. Проблемы воцерковления в тот период, когда в храм хлынул поток людей и не на всех у священников было время, да и сами священники отчасти были без руководства, - это очень большая боль и проблема. Есть много пастырей, которые обращали внимание на те вещи, о которых Вы говорите, но есть, видимо, и те, кто не обращал или не мог обращать: каждая история индивидуальна.

Вы правы, что задумываетесь об этих вопросах. и правы в том, что явления, Вами перечисленные, неправильны. Кстати, сегодня есть книги, в том числе и церковные, про созависимость и манипуляции, есть православные психологи, которые умеют помогать людям выходить из таких нездоровых отношений. Сейчас этот пробел очень даже восполнен, вопрос в том, смогут ли люди этими вещами воспользоваться.

Храни Вас Бог!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
6
1
Сохранить
Поделиться: