Вопрос читателя:
Если Господь Иисус Христос понёс на себе все грехи человечества, значит, на Страшном Суде человек отвечать за грехи не будет?
Владимир
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Владимир, Вы правильно обратили внимание на формулировку, которая может привести к неправильному пониманию того, что сделал Христос.
Есть первородный грех — выбор Адама и Евы быть без Бога, который отразился на всех их потомках, на всем человечестве, и есть личные грехи каждого человека, которые отражаются на возможности для этого конкретного человека быть с Господом.
Что касается того выбора наших прародителей, его результатом было то, что все люди отказались как бы «отрезаны» от Вечности, возможность быть с Богом была для них исключена, потому что в этом и была суть выбора: быть самим, без Творца. Христос, когда пришел на землю, взял на Себя прежде всего этот грех Адама и Евы и искупил его, так что теперь принципиальной невозможности быть с Богом для всех людей нет (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). Отныне все зависит от личного выбора каждого человека (см. Зачем была нужна искупительная жертва Христа).
И тут возникает тема уже личных грехов, можно сказать, тема того, куда идет человек, стремится ли он к Богу или к жизни в сепарации от Творца. Если человек выбирает первое, он воспользуется возможностью, которую открыл Христос Своей Жертвой, если второй — стало быть, он сам, к великому сожалению, делает шаг в сторону от Бога. Чем больше таких шагов, тем сложнее в Вечности быть с Богом, потому что время жизни как раз и дано нам на то, чтобы привести себя в состояние возможности находиться рядом с Господом. Страшный Суд — это момент, когда обнаружится состояние каждого человека и будет констатирована степень готовности каждого быть с Богом (см. Христос искупил грехи. Почему же наказывают за грех ?)
Личный выбор человека — та область, за которую человек как раз отвечает самостоятельно, иначе и быть не может. Но, благодаря Жертве Христовой и возможностям, которые есть в Церкви, человек, даже совершая грехи, может покаяться в них и через действие благодати Божией, например, в Таинстве исповеди, освободить свою душу от следов, последствий, ран, нанесенных грехом. Если грех исповедан, он уже не имеет власти над человеком и за него человек отвечать не будет.
Если же человек не кается, не меняет свою жизнь, не стремится к Богу, увы, он сам выбирает для себя другой путь, не Божеский. Это большая боль и большая трагедия. Надеюсь, что этот материал и тексты по ссылкам помогут Вам разобраться в этом вопросе.
С Богом!