Если грехи — результат наследственности или окружения, разве я в них виноват? — отвечает священник – Православный журнал «Фома»
Если грехи — результат наследственности или окружения, разве я в них виноват? — отвечает священник

Если грехи — результат наследственности или окружения, разве я в них виноват? — отвечает священник

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Наша предрасположенность, или, как это часто называется в аскетической литературе «удобопреклонность» ко греху есть следствие первородного греха, повлекшего за собой поврежденность человеческой природы. В этом смысле все наши грехи — результат наследственности, потому что, — пишет апостол Павел в нем (Адаме — прим.) все согрешили (Рим. 5:12). Но одновременно грех — это всегда свободный выбор индивидуума, вольного поступить именно так, а не иначе.

Безусловно, на психотип человека оказывает влияние то, что и как вкладывают в него родители при воспитании, а совокупность его психических качеств складывается в результате взаимодействия психотипа и окружающей среды, которые начинаются еще до рождения. Так, стресс матери во время беременности нередко вызывает у ребенка эмоциональную дисфункцию. В последующем он может стать замкнутым, нерешительным, а значит быть подверженным унынию и отчаянию.

Но разве хотя бы один человек свободен от воздействия наследственности и психосоциального окружения? Каждый из нас испытывает на себе влияние семейных родительских паттернов, школьных друзей, тренера по футболу. Все, что мы приобретаем — и хорошего, и дурного — формирует нашу личность с ее индивидуальными особенностями, жизненными ценностями, приоритетами и качествами. Личность, которая обладает одним неуничтожимым свойством — свободой выбора. Последний всегда остается за нами. Перекладывая ответственность за наши мысли, намерения и поступки на что-то, находящееся вне нас — в психологии это называется внешний локус контроля — мы складываем руки, перестаем трудиться и признаем себя бессильными перед обстоятельствами, наследственностью, генами. Позиция, возможно, и удобная, но непродуктивная.

Теперь что касается греха. На самом деле не так важно, склонность к каким грехам мы приобрели в процессе нашего пренатального развития, а затем воспитания и взросления: страсть к выпивке, потому что отец был алкоголиком, ложь и подозрительность из-за того, что в семье царила соответствующая атмосфера, или высокомерие и презрение к людям, поскольку с детства привыкли сорить деньгами и не знали ни в чем отказа. Любой грех, даже социально приемлемый и самый, казалось бы безобидный, отделяет нас от Бога. В этом его пагубность.

Грех в православии рассматривается не в категориях вины и наказания. Он — болезнь души, которую нужно лечить. А если так, то какая разница, кто виноват в том, что моя душа больна? Если я вижу в себе грех и чувствую, что он мешает мне приблизиться к Богу и стать счастливым, какой смысл искать виноватого? Это мой недуг и мне его лечить.

С осознания этого начинается покаяние — то есть процесс изменения внутреннего греховного устроения. Человек осознает свою греховность, сожалеет о ней, начинает ненавидеть свой грех и бороться с ним. Его старания вместе с раскаянием и твердым желанием оставить прежнюю жизнь привлекают милосердие Божие. И результатом этой синергии — сочетания духовных усилий кающегося грешника и благодатной помощи Божией — становится избавление от греха и исцеление души.

Не Господь наказывает нас за грехи. Совершая грех, мы сами наказываем себя тем, что удаляемся от Бога — источника подлинного счастья. Поэтому вместо того, чтобы искать виноватого, надо постараться трезво осознать свое духовное состояние и начать меняться к лучшему.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (21 голосов, средняя: 4,76 из 5)
Загрузка...
20 октября 2021
Теги:
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья1 месяц назадОтветить

    Я вот считаю, что неблагоприятные обстоятельства, объективно и негативно повлиявшие на психику и характер человека в виде большей склонности к тем или иным грехам, являются сильнейшими смягчающими его вину обстоятельствами. И в связи с этим неоправданно жестокими являются последствия в виде вечных мук в аду.
    Еще тот факт, что никто из нас не просился в это бытие и не давал согласия на него, своего свободного согласия на свою греховность и все предстоящие скорби - все это так же делает последствия в виде вечных муе неоправданно жестокими и несоразмерными.

    Екатерина, зачем Бог попустил второй девочке без ее свободного выбора попасть в публичный дом?

    • Вячеслав
      Вячеслав1 месяц назадОтветить

      Наверное для всех нас у Бога будут смягчающме нашу вину обстоятельства. Но и в жизни каждого Господь проявляет себя по разному. Возможно блуднице Бог даст более чёткие очертания дороги ко спасению, чем праведнице, выросшей в монастыре. Вспомните житие святой Марии Египетской.

    • Аноним
      Аноним1 месяц назадОтветить

      Думаю, что Бог лучше людей знает, что попускать, а что нет. Мы, конечно, разумные существа, но зачастую пытаемся сравнивать себя с Богом, на чем-то его поймать, мол, а почему так, а не вот так. Как будто муравей пытается в чем-то уличить льва. И про "никто из нас не просился в это бытие" тоже крайне странное утверждение. Так же говорят дети, когда злятся на родителей: "Я не просил себя рожать!".

      • Екатерина
        Екатерина1 месяц назадОтветить

        Наталья,как я могу ответить, я же не Бог.
        А авва Дорофей как раз и писал про то, о чем Вы написали - про смягчающие обстоятельства. И как раз говорил, что обе против воли были проданы, и Господь совсем по разному будет судить наши жизни.
        Но статья, мне кажется, не об этом, а о том, что взрослые люди иногда начинают себя сильно оправдывают обстоятельствами и не делают даже того, что могут для исправления себя. А мера у каждого разная. Как рассказывали, что у Серафима Саровского , кажется, спрашивали, кто самый преуспевающий монах в монастыре. Он сказал, что повар. А повар был грубый. Но Серафим Саровский сказал, что повар - бывший солдат и , если бы сильно не сдерживал себя, вообще бы разнёс всё.

      • Наталья
        Наталья1 месяц назадОтветить

        Но все факт: действительно не просили.) А в целом, выше, я писала о другом.

        • Вячеслав
          Вячеслав1 месяц назадОтветить

          Откуда такая стопроцентная уверенности, что не просили?)

          • Наталья
            Наталья1 месяц назад

            Вот вас Господь спросил перед вашим созданием, хотите ли вы быть, с пояснением того, что вы будете грешным от рождения, тлеть, болеть, грешить, страдать и при этом не факт, что спасетесь? Или вы узнали об этом, как я: когда уже деваться было некуда, без выбора?)

  • Екатерина
    Екатерина1 месяц назадОтветить

    Спасибо. Преподобный авва Дорофей говорил, что Господь будет спрашивать со всех в зависимости и от внешних обстоятельств. Он приводит пример с двумя девочками, которых продавали рабовладельцы, одну из которых купила монахиня, чтобы воспитать в благочестии, а другую блудница, чтобы воспитать себе "смену". И авва Дорофей говорит, что, конечно, Господь по-разному будет судить их жизни, потому что одна видела святое, а другая ничего, кроме грязи, не видела.