Вопрос читателя:
Если в книге Бытия день творения не является нынешними сутками, то как понимать фразу «и бысть вечер, и бысть утро»?
Станислав
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Станислав.
Обратившись к толкованиям 19 стиха Книги Бытия, который Вы цитируете, мы находим не буквальное его понимание уже у древних авторов. Так блаженный Августин замечает сначала кратко: «Великий, так называемый в просторечии Платонов, год». Платонов год — время, за которое Солнце, Луна и планеты солнечной системы возвращаются в изначальное положение с точки зрения наблюдателя, находящего на Земле. Он примерно соответствует 72 земным годам.
Далее блаженный Августин пишет: «Если при этом иметь в виду дни такие, которые ограничиваются восходом и закатом солнца, то этот день будет не четвертый, а, может быть, первый; так что, можно думать, солнце взошло в то время, когда оно было сотворено, и зашло пока были созданы остальные светила. Но кто знает, что, когда у нас бывает ночь, в другом месте светит солнце, а когда у нас светит солнце, в другом месте бывает ночь, тот будет доискиваться более возвышенного значения для исчисления этих дней».
В другом месте он же прямо замечает: «И был вечер, и было утро (Быт. 1:3, 5, 8), что кажется невозможным, если нет движения солнца. Значит, остается понимать так: в этом промежутке времени существовали различения, носившие свои названия в зависимости от деятельности; вечер назывался так потому, что работа прекращалась, а утро — потому, что работа начиналась. Так же бывает и в человеческих делах, которые начинаются утром и завершаются вечером…».
Конкретизирует, что же это могла быть за работа, святитель Иоанн Златоуст: «Когда окончил (Бог) украшение неба, усеяв его звездами и сотворив два светила великия, то положил конец дню и говорит: «бысть вечер и бысть утро, день четвертый».
Таким образом, вечер и утро в святоотеческом понимании лишь некоторые условные обозначения временных границ, призванные передать, что сотворение мира происходило поэтапно. Большего о них мы не знаем.
Желаю Вам сохранить твердую веру в постижении истин Священного Писания и, прежде всего, стремиться к познанию Господа, Который сотворил небо и землю.