Если Бог все знает заранее, в чем свобода человека? – Православный журнал «Фома»
Если Бог все знает заранее, в чем свобода человека?

Если Бог все знает заранее, в чем свобода человека?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Доброго времени суток. Бог — это могущественное разумное существо, и Его возможности находятся за гранью осознания простым человеческим умом. Он дает человеку начало и, очевидно, знает его конец.

Мы знаем, что Бог помогает человеку покаяться, ненавязчиво наставляет на путь истины, но Он уже заранее знает, чем кончится жизнь человека, придёт он к вере и спасётся или же нет.

Человек с рождения не обладает уникальной личностью, она формируется благодаря обстоятельствам, в которых растет человек, и жизненному опыту, а личностные качества, в свою очередь, определяют его поступки и выбор жизненного пути. Если, например, ребенок вырос в семье воров, он станет вором, потому что это то, что он умеет и к чему он привык. Такая жизнь приведёт его в ад. Бог не может силой поменять решение человека, а человек не может знать, что его ждет за его поступки, потому и не кается.

Я уверен, покажи Бог человеку ад, как минимум из страха, человек покается. Но тогда это уже не свобода. Можно ли назвать это предопределенностью?

Я считаю, что есть два решения проблемы. Бог не знает судьбу человека. Он нарочно лишил Себя этого знания, чтобы рука об руку, с каждым из нас пройти это испытание до самого конца и уже потом вынести вердикт. И второй, спасутся все, потому что каждый из людей всего лишь отыграл свою роль в этом мире, которую дал ему Бог, и Он никак не мог силой вмешаться в судьбу каждого человека, а только пытался направить.

Я противник предопределенности и не хочу в это верить, но из-за сложности Бога возникают такие парадоксы.

Несмотря на то, что данный вопрос поднимался не в первый раз, всё же хотелось задать его снова, поскольку, прочитав много источников по теме, я всегда попадал или на уход от вопроса или на использование сложных терминов, точно также размывающих столь желанный точный ответ.

Спасибо, что уделяете мне время.

Ярослав

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Уважаемый Ярослав, спасибо вам за вопрос. Мне очень жаль, что вы не получили удовлетворение от предыдущих ответов, хотя я и не удивлён, вопрос очень сложный, и задавали его неоднократно (Знает ли Бог, что выберет человек?). Я поделюсь с вами своими мыслями по этой теме и, возможно, они будут вам полезны.

Проблема, о которой вы пишите, давно известна богословской науке. Условно её можно назвать «предопределение и свобода воли». Если говорить максимально просто и по существу, то ответ таков — предведенье Божие не равно предопределению. Это значит, что Бог знает к чему придёт человек, но это не значит, что человек предопределен к определённому итогу своей жизни. Человеку трудно это понять, потому что мы сами редко удерживаемся от невмешательства, например, многие родители, пытаются планировать судьбу своих детей, решают в какой кружок им ходить, с кем дружить, какие книжки читать, в какой ВУЗ поступать. Фактически они занимаются предопределением, пытаются привести ребёнка к заранее намеченной цели.

Мы жутко боимся неизвестности и всячески пытаемся её заполнить своими фантазиями и планами. Нам трудно представить, как можно двигаться вперед с добровольно закрытыми глазами. Поскольку всё, что мы говорим о Боге, так или иначе имеет свою проекцию в наш мир («Бог знает», «Бог видит», «Бог хочет»), то и страх неизвестности мы тоже проецируем на Бога. Раз мы, разумные существа, заботимся о будущем, прогнозируем его и стараемся контролировать, то тем более Бог, существо гораздо разумнее нас, поступает так же.

Мы должны смириться с тем, что у нас нет и не может быть точных знаний о Боге. Всё что мы о Нём знаем основано на фактах Его участия в жизни людей, то есть на опыте Богообщения, который всякий раз преломляется в культурном коде человека, его языке, поэтических и аналитических способностях, образовании и т.п. Для христиан один из наиболее авторитетных источников знания о Боге — Священное Писание. Даже беглое чтение этого священного текста говорит нам о том, что Бог наделил человека действительно свободной волей. Бог благ и всё направляет ко благу, но человек далеко не всегда принимает решения в пользу блага, значит или Бог направляет волю человека ко злу (что против Божественной природы), или это происходит по свободному выбору человека, в который Бог не вмешивается и который допускает.

Но эти рассуждения снимают только часть проблемы. Раз Бог знает, как человек поступит в каждый момент своей жизни, значит Он предопределил человека или ко спасению, или к погибели. Я с этим рассуждением не согласен. Когда мы видим реку, текущую к обрыву, мы знаем, что вода неминуемо упадёт вниз. Это конечно очень грубый пример, но он помогает понять, что знание будущего ещё не означает его предопределения. Почему Бог не исправит всех грешников, раз Он знает, что они сделают неправильный выбор? Если Он так поступит исчезнет свобода выбора. Мы верим, что, заботясь о нас, Бог каждому даёт шанс встать на путь добродетели, но пойти по нему или свернуть зависит целиком от нас.

В своём письме вы много пишите о том, что те или иные люди должны попасть в ад. Откуда у вас эта уверенность? Никто не определяет загробную участь человека, кроме Бога. В священном писании мы читаем о том, что Бог отвергает тех, кто поступает противно Его воле (ср. Мф. 7:23). Зачем нам эта информация? Неужели для того, чтобы ради спортивного интереса выискивать таких нарушителей и обещать им кару Небесную? Тут уместнее вспомнить другую евангельскую фразу: «Не судите да не судимы будете» (Мф.7:1). Пытаться определить, кто спасётся, а кто нет дело пустое и вредное. Мы должны переживать в первую очередь за самих себя.

Ну и напоследок приводите пример ребёнка, родившегося в неблагополучной семье и считаете, что он предопределён к погибели. Вспомните нашего великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова, кардинально изменившего не только свою жизнь, но и жизнь целой страны. Если вам ближе современные примеры, то можно вспомнить знаменитого актёра Киану Ривза. Его детство сложно назвать простым. Родной отец был преступником и бросил семью, когда мальчику было 3 года. Мать 4 раза была замужем и редко уделяла внимание детям. Сам Киану страдал дислексией и так и не окончил школу, тем не менее он не только не пошёл по стопам родителей, но стал вполне успешным человеком, и даже имея достаток и славу живёт скромно.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (15 голосов, средняя: 4,87 из 5)
    Загрузка...
    5 декабря 2020
    Поделиться:

    • Александр
      Александр9 месяцев назадОтветить

      Так мы и есть все погибшие. Я так и молюсь часто, Господи зачем я есть если не с тобой. Я не хочу быть если я не с тобой! Зачем Господи благий ты мне дал эту свободу быть даже без тебя? Ты моя жизнь Господи! Ты мой хлеб! Ты мой воздух! Ты мое солнце!

    • Владимир Воронов
      Владимир Воронов11 месяцев назадОтветить

      Бог в отличии от нас, существует вне потока времени, то есть где нет, не вчера, не сегодня, не завтра, ВСЁ СЕЙЧАС, вследствие этого он просто видит, что выбирает человек. Все пророчества основаны именно на этом. Человек же абсолютно свободен, выбирая добро, или зло.

    • Алексей
      Алексей11 месяцев назадОтветить

      Я считаю, что есть два решения проблемы. Бог не знает судьбу человека." Не верно! Бог знает всё ещё до Своего создания мира и Он - Отец, уже знает кто придет на званный ужин. Ибо Он Сам видит сердце человеческое и знает его конечный выбор (смерть или жизнь вечную) и ведет человека Своим промыслом ко спасению, либо до смерти, дабы через смертного прославить остальным Свое величие! Не все спсутся! Это должен знать каждый, и каждый должен знать, что Бог давал ему шанс ( миллион шансов), чтобы на суде человек не смог сказать: у мя не было выбора - в этом Его правосудие. Но Бог милостив, попросим же Его от всего сердца о милости к нам грешным

    • Алекс
      Алекс11 месяцев назадОтветить

      Обычно на этом сайте такие вопросы и коментарии не публикуют, потому что они ставят в тупик авторов и им нечего ответить .А честно сказать что не знаю не позволяет гордыня! Большинство моих вопросов и коментариев не опубликовано. По этой причине я не хочу быть православным , и ответственность перед Богом возлагаю на тех кто удаляет или просто не публикует моих вопросов! Такими нехорошими делами занимаются почти все православные в интернете, удаляют видео с ютюба,блокируют коментарии, не публикуют вопросы на которые не могут ответить и т.д. Это все говорит о том что Бог лишил своей благодати и святого духа православие, стыдно за вас лицемеры!

    • Наталья
      Наталья11 месяцев назадОтветить

      Владимир Гурболиков, хоть зачем, хоть почему - не суть. Смысл этих вопросительных слов похож.

      Главное - осведомленность Бога о погибели человека при его сотворении. В чем здесь любовь, если по всеведению Бога он создается на погибель?

      К призывам о спасении и предупреждении об опасности прислушиваемся. Только какой в них смысл, если Богу известно, что ты не спасешься? Зачем тогда творить тебя? Страшно, когда так. И странно.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков11 месяцев назадОтветить

        Для начала давайте всё же уверимся, что Бог нас спас. Со Своей стороны, Он сделал всё. И границы Его милосердия нам неизвестны. Теперь нам бы проделать свою часть пути. И не сомневаться в Боге. А вот почему всё же Он не хочет просто отсечь тех, кто до последнего, и в итоге, даже после смерти станет Ему противиться, мы действительно не знаем. У меня есть своя гипотеза, но я же не Боговидец, не молитвенник...

    • Наталья
      Наталья11 месяцев назадОтветить

      "Раз Бог знает, как человек поступит в каждый момент своей жизни, значит Он предопределил человека или ко спасению, или к погибели. Я с этим рассуждением не согласен."

      Дело не в предопределении по отношению Бога к человеку. Дело именно во всеведении Бога. Творя человека, Бог знает, что этот человек НЕ спасется и сойдёт в ад навечно. Знает, но все равно вызывает человека из небытия. Вот для чего, если знает, что человек погибнет навечно?

      Вот в чем вопрос. Вовсе не в свободе воли человека, не в ней. Нет смысла ссылаться на свободу воли и выбора человека, если Бог творит его, зная, что он погибнет. Вот именно об этом речь.

      Зная, что человек распорядится своей волей так и сделает такой выбор, что точно погибнет - зачем в этом случае Бог творит его и миллиарды таких людей? Выходит, что творит на погибель: знает же по Своему всеведению, что погибнут, но все равно творит этих людей. Зачем?

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков11 месяцев назадОтветить

        Не зачем, а почему. И мы этого не знаем. Мы знаем, что Бог нас призывает к спасению и предупреждает об опасности оказаться в геенне. И к этому, как минимум, стоит прислушаться.