Вопрос читателя:
Если Бог добрый, почему Он попустит приход антихриста и гонения на христиан?
И какие признаки приближения прихода антихриста?
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте! Бог, действительно, добр. Настолько, что сделал человеку самый большой подарок, какой мог — Бог подарил человеку свободу. Этот великий дар привел и к грехопадению, и к необходимости прихода в мир Господа и Спасителя Христа, а затем и Его страданий на Кресте. И несмотря на всё это, Бог не отнимает свободы человека.
Проблема прихода антихриста и гонений на христиан — продолжение и завершение земной истории свободной воли человека (см. Кто такой антихрист?). Ведь именно люди сами выберут антихриста и поклонятся ему, сами будут гнать христиан, как это уже делали много раз до его прихода. Но только когда мера зла, причиненного человеческой свободой самим людям, будет исполнена. Господь придет, чтобы судить мир (см. Что мы знаем о Страшном суде).
Господь попускает совершиться свободной злой воле некоторых, чтобы до последнего дать возможность одуматься согрешившим, вернуться к Богу колеблющимся, получить прощение прегрешений и мученические венцы верным христианам.
Христиане ждут конца мира не со страхом перед антихристом, хотя, конечно, боятся гонений, зная свою слабость в вере и духовные немощи. Христиане ожидают прихода Спасителя. Не напрасно апостол и евангелист Иоанн Богослов, в предпоследнем стихе книги Откровения зовет: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Именно в этой книге аллегорически описаны признаки прихода антихриста (см. Конец света наступит в ближайшее время?).
Однако, нам нет смысла слишком увлекаться изучением этих признаков. Прежде всего потому, что наш личный конец света — завершение земной жизни может оказаться гораздо ближе всеобщего конца света и прихода антихриста. И наша ответственность за прожитую земную жизнь имеет гораздо большее практическое значение, чем расшифровка аллегорий Откровения Иоанна Богослова.
В связи с этим желаю нам с вами на Страшном суде, который мы встретим, скорее всего, восставшими мертвецами, стать одесную Бога среди праведников. Это единственное, что, на самом деле, имеет значение.