Мы с Алексеем друзья, он профессиональный фотограф-документалист, а я журналист, и мы оба «болеем» русской глубинкой. Мне доводилось несколько раз сопровождать его в поездках по русской провинции и наблюдать за тем, как он снимает. Его незаметная маленькая «лейка» всегда при нем. Он просто идет по деревенской улице. Сюжеты находят его сами.
Вот местный работяга во дворе своего дома сортирует металлолом. Алексей здоровается, знакомится, заводит неторопливую беседу. Он не спешит сделать кадр. Фотограф расспрашивает своего собеседника о его жизни, узнает тонкости работы со старым металлом. Мужчина заинтересован, он с удовольствием делится с новым знакомцем подробностями своего дела, рассказывает о ценах на лом в окрестных городах и селах. Он уже не стесняется камеры, которая пока висит на плече у фотографа. Еще несколько вопросов, взглядов — и сборщик лома охотно фотографируется. Он доброжелателен и улыбчив. Вдруг в воротах двора появляется его дочка — восьмилетняя белокурая девочка со скакалкой. Она подбегает к отцу, обнимает его.
Мякишев — один из тех немногих документалистов, чьи фотографии, на которых запечатлены светлые образы провинциальной России, востребованы на Западе. Такое позитивное видение нашей огромной и противоречивой страны идет от самого его сердца, от его души — наполненной любовью к сельским жителям и их бытовому укладу. Алексей не ищет сусальных образов, не снимает «развесистую клюкву» и не избегает острых социальных тем. Даже съемки из детских домов, лечебниц для душевнобольных не оставляют тягостного ощущения, в них нет безысходности, а есть свет и надежда. Это касается и его вятского цикла, и документального исследования карельского Колодозера, и серии «Паломники», которую Алексей много лет снимал, участвуя в Великорецком Крестном ходе.
«Паломникам» я посвятил почти пятнадцать лет своей жизни — с 1993-го года. Сначала мною двигало чистое любопытство: кто эти люди, что заставляет их, старых и малых, идти 150 километров по бездорожью, ночевать где придется, стоять многочасовые службы и исповедоваться каждый день. Каждый год наблюдая за паломниками, я постепенно вникал в их мир и духовно развивался сам. На Великорецком я познакомился с фотографом Георгием Колосовым, который очень многому научил меня. А после шестого или седьмого хода я понял, что готов принять Крещение. В реке Великой был крещен и мой сын. Получается, фотография не просто привела меня к вере, - благодаря ей я стал свободней и смог ответить на многие вопросы, которые меня волновали.
Семидесятые годы в Вятке, как и во всей русской провинции, были суровым временем. Алексей признается, что, если бы не бабушка, которая вырастила его и привила любовь к фотографии, он даже боится представить, по какому пути могла бы пойти его жизнь.
«Я был сложным, невыносимым ребенком. Все время спорил и что-то доказывал. Занятия в фотокружке, который я стал посещать с седьмого класса, примирили меня с действительностью, направили энергию в созерцательно-созидательное русло. Я окунулся в фотографию с головой — научился проявлять пленки и печатать снимки. Снимал все подряд: друзей, бабушку, фонарь за окном, цветы на столе в лучах солнца. Камера стала для меня способом познания мира, того мира, который был скрыт от посторонних глаз. А я мог этот мир для себя открыть. Я до сих пор с теплотой вспоминаю свои детские снимки и очень жалею, что их сохранилось немного».
Документальная тема, которая особенно занимает Алексея последние два года, — это визуальное исследование Колодозера — куста деревень на границе Карелии и Архангельской области и его жителей.
«Когда я впервые приехал в Колодозеро на Рождество в 2011 году, меня поразило буквально все. Открытые приветливые люди, удивительный ландшафт и те гармония и неспешность, которые царили буквально во всем — в речи, в движениях, во взглядах людей. Колодозерское пространство совершенно особенное — и батюшкин дом, где всегда полно гостей, и храм на берегу озера, и сама озерная гладь, в которой храм отражается, силуэты заозерных деревень, люди, которые уже узнаюттебя и здороваются, расспрашивают о жизни. Такая атмосфера дает невероятный простор для творчества, это огромное счастье для документального фотографа — приезжать в полюбившееся место и каждый раз видеть его по-новому. Я уже был здесь во все времена года, только что вернулся из осенней поездки и уже планирую поездку зимнюю. Думаем с друзьями распечатать наши колодозерские снимки за несколько последних лет и устроить в местном доме культуры небольшую выставку. Возможно, это даст импульс местным ребятам тоже взять в руки камеры и начать фиксировать повседневную жизнь. С этого и начинается фотодокументалистика — на мой взгляд, самое интересное занятие в мире».
Справка:
Алексей Мякишев
Профессиональный фотограф с 1991 года. Сотрудничает с российскими и зарубежными изданиями, среди которых «Русский Newsweek», «КоммерсантЪ», Helsingin Sanomat, Apu, Talouselämä (Финляндия) и другие. Сейчас работает над несколькими документальными циклами о провинциальной России. Стипендиат Министерства Культуры РФ в 1996 и 1997 гг., в 1998 и 2001-м стал призером «Интерфото» за серию о паломниках и за серию фотографий о Северном Урале. В 2010 году получил 2-е место за серию «Путь к вере» в категории «События» на конкурсе «Премия ФРФ» и 3-е место за серию работ «Цхинвал-август» на конкурсе «Bestphotographer». В 2012- году стал победителем конкурса «The Best of Russia». Преподаватель образовательной программы «Leica-Akademia». Участник коллективных и персональных выставок в России и за рубежом.