27 февраля в православном календаре отмечается память 12 греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кто они и почему Церковь их вспоминает?
Легенда о двенадцати мастерах
Величественный собор, построенный в XI веке в Киево-Печерском монастыре, стал образцом для строительства многих других монастырских храмов на Руси. А почти через семь столетий рядом с ним выросла Большая лаврская колокольня. Архитектура и убранство Успенского собора и высота новой колокольни вызывали восхищение. Неудивительно, что вокруг них возникали народные легенды.

В ХIX веке в Киеве рассказывали — то про церковь, то про колокольню, — будто строили ее двенадцать братьев, прибывших из Греции. При этом они не использовали леса — все, что они делали за день, ночью уходило под землю. И только когда возвели они купол и установили крест, тогда вышло творение их рук из-под земли полностью. Окончив свой труд, одиннадцать мастеров решили остаться в обители, а один забрал полагавшееся ему денежное вознаграждение и ушел. Но позже, прогуляв все и раскаявшись, вернулся, чтобы упокоиться вместе с остальными братьями. Да только было им теперь тесно, и потому лежит он вместе с ними в лаврских пещерах опустив голову и согнув ногу. Говорили также, будто когда нога его выпрямится, тогда и наступит конец мира.
Мощи двенадцати греческих зодчих действительно находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Но только подлинная их история несколько отличается от городской легенды.
Лаврское предание
Главный источник, хранящий лаврские предания, Киево-Печерский патерик, сообщает, что в 1073 году четыре архитектора прибыли из Константинополя, и отправила их Сама Богородица. Однажды каждому из мастеров явились ангелы и велели пойти во Влахернский храм, где Небесная Царица рассказала о Своем желании «соорудить в Киеве церковь», обещала прийти в ней жить и даже показала, какой Она ее хочет видеть. Средства на содержание мастеров, а также мощи святых мучеников и чудотворную икону Успения, которые греки принесли основателям монастыря преподобным Антонию и Феодосию, также дала Богородица.

А через десять лет в обитель, чтобы расписывать новый храм, прибыли греки-иконописцы. Когда они подплывали к Киеву, то увидели «великую церковь» и хотели развернуть лодку, испугавшись объема работ. Но как ни старались они вернуться домой, буря мешала им плыть обратно, лодка шла против течения, наконец, Сама Богородица явилась им в видении, и пришлось покориться Ее воле.
Согласно патерику, возведение и украшение храма сопровождались еще многими чудесами.
Историческая память
В 1089 году, в день Успения Божьей Матери, собор был освящен. В него были вложены усилия многих людей. Киевскими митрополитами в годы строительства были выходцы из Византии, и, хоть это и вызывает сомнения у некоторых исследователей, очевидно, что в этом масштабном деле активно участвовали греческие мастера.
При игумене Стефане, преемнике преподобного Феодосия Печерского, греки-архитекторы руководили киевской строительной артелью, вместе с местными каменщиками возводя соборные стены. При следующем игумене, Никоне, в обители появилась иконописная и мозаичная мастерские, а из жития преподобного Алипия Печерского, также участвовавшего в росписи Успенского собора, известно, что учился он у греческих иконописцев.

Неизвестны их имена, сколько всего их было, что заставляло их покидать родину и отправляться в далекую незнакомую обитель. Но по крайней мере для тех двенадцати, что по сей день покоятся в Лавре, эта обитель стала родным домом, где они заботились о спасении своей души и трудились во славу Божию. Их похоронили рядом с построенным и украшенным ими собором, а позже перенесли в Ближние лаврские пещеры. Причину же, по которой историю двенадцати греков в народе иногда ошибочно связывали со строительством колокольни, видят в том, что общецерковное почитание святых, в Ближних пещерах почивающих, началось уже после ее появления.

Древние стены, росписи и мозаики могли бы и сейчас быть памятником самоотверженному труду множества людей, преданных Богу и своему делу. Но Успенский собор разрушался, реконструировался, был взорван, и на его месте теперь стоит новый храм. А двенадцать безымянных греческих мастеров по-прежнему остаются хранителями памяти о всех созидателях, трудившихся для Богородицы.