Дуэли, самоубийства офицеров «для сохранения чести» — как это было возможно в православной Российской империи? – Православный журнал «Фома»
Дуэли, самоубийства офицеров «для сохранения чести» — как это было возможно в православной Российской империи?

Дуэли, самоубийства офицеров «для сохранения чести» — как это было возможно в православной Российской империи?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя «Фомы»:

Как в царской России — православной стране, где убийство и самоубийство считались грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь, или стрелялись на дуэли?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Если бы все жители стран, относящихся к православной христианской традиции, жили в соответствии с евангельскими заповедями и избегали греха, то через некоторое время земля вернулась бы в райское состояние. К сожалению, из того, что православие в России до 1917 года было государственной религией, не следует, что все традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, находились в строгом соответствии с духовными устоями православия. Были и публичные дома, и настоящие преступные гетто типа Хитровки, и небезупречные с нравственной точки зрения традиции, на которые в обществе смотрели снисходительно, но которые при этом никогда не одобрялись государством и Церковью.

В офицерской среде царила особая субкультура. Честь, которая часто была не чем иным, как проявлением обычной человеческой гордыни, считалась высшей ценностью. В некоторые периоды российской истории малейшее посягательство на нее — насмешка, косой взгляд, жест, даже неумышленное проявление неуважения — вызывало бурную реакцию и могло привести к вызову на дуэль. Человек, проглотивший обиду и не бросивший обидчику перчатку, считался навсегда опозоренным. И как дуэль была, по сути, социально одобряемым убийством, так и пуля, собственноручно выпущенная в висок, представлялась благородным способом ухода из жизни. Справедливости ради следует сказать, что государство в царской России боролось с подобными проявлениями офицерской гордыни. За дуэли, в случае если о них становилось известно, следовало наказание в виде лишения чинов, ссылки, каторги и даже смертной казни.

Церковь также во все времена осуждала дуэль и офицерские самоубийства. Несмотря на то, что в дуэли можно видеть отголосок средневековых ордалий, или судебных поединков, известных также под названием Божьего суда — считалось, что Господь встает на сторону правого и карает виноватого, — церковное отношение ко всему этому было однозначно негативным. «Православная христианская церковь, безусловно, не одобряла и не одобряет дуэлей или “поединков”, в каких бы формах они ни проявлялись, раз здесь ставится “на карту” человеческая жизнь, — писал в 1904 году доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии А. А. Бронзов. — Дуэль или “поединок” — это “условленный бой двух лиц на смертоносном оружии, по условленным на данный случай, или же освященным обычаем правилам, обыкновению — с целию восстановления оскорбленной чести” (Абрамович-Барановский). Дуэлист, следовательно, рискует своею жизнию, подставляя свое тело под ружье, револьвер, нож противника. Дуэлист — самоубийца в существе дела. Кроме того, он вместе с этим и убийца, потому что в данном случае может произойти и сплошь и рядом происходит еще и убийство. Выходя на поединок, человек решается стать и тем, и другим, т. е. и самоубийцею, и убийцею».

Самоубийство офицера, совершившего позорный поступок, почувствовавшего себя оскорбленным или запутавшегося в долгах, также расценивалось как непростительный грех. Таких людей не отпевали, не служили по ним панихиды и предписывали хоронить на отдаленных участках кладбищ. Оправдания, что самоубийство якобы было способом «сохранить честь», в расчет не принимались. Такой поступок всегда считался в Церкви проявлением гордыни и малодушия, нежеланием принять неприятную или унизительную ситуацию.

Наша жизнь — дар Божий, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Фото: depositphotos.ru

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (33 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
7 декабря 2021
Поделиться:

  • Владислав
    Владислав1 месяц назадОтветить

    А как же дуэльный кодекс? В Императорской армии дуэли были официально разрешены. Почитайте об этом в романе П.Н. Краснова "Единая неделимая". Там очень хорошо описана дуэль. Я считаю, что люди должны иметь право на владение оружием и на защиту своей чести посредством дуэли. Это приучает каждого из нас к ответственности за свои дела, а ответственность - это шаг к свободе.

  • Александр
    Александр1 месяц назадОтветить

    Интересно другое.
    Мы знаем про святых, которые предпочли девство жизни, и покончили жизнь самоубийством, чтобы не быть поруганными.
    Архимандрит Савва (Мажуко) отметил, что НИГДЕ в Новом Завете не говорится о том, что самоубийство-самый непростительный грех.
    Получается, что при определённых условиях самоубийство допустимо? Например, если его будут пытать в плену, или, пардон, "опустят"?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 недели назадОтветить

      Получается так. Нюанс правда в том, что нет ситуаций, когда мы заранее можем сказать - ну, здесь ты вправе убить себя. Или составить набор критериев, согласно которым человек может принять такое решение, и этим же набором оправдаться. Каждый случай рассматривается отдельно, и, к сожалению, постфактум.

  • Ф.
    Ф.1 месяц назадОтветить

    Хотелось бы подчеркнуть, что слово "честь" имеет разные значения.
    В ответе рассматривается то называемое "честью" качество, которое ближе к гордыне.
    Вместе с тем, честь не позволяла проявить страх в бою, не позволяла плохо обращаться с женщиной.

    Сравним разные понимания из словаря Даля: честь -
    1. "Внутреннее нравственное достоинство человека",
    2. "Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое".

    Думаю, что дуэли не поощрялись в частности потому, что на них защищали светские представления. Светские представления предписывалось защищать в суде. С другой стороны, жизнь сложнее, чем юридические правила, и бывали случаи, когда на дуэли смотрели снисходительно, по крайней мере, светская администрация.

    Само то, что человек рискует жизнью, не делает его потенциальным самоубийцей. Жизнью рискуют и на войне, защищая свою страну, и это достойное дело. В том числе, насколько я понимаю, с точки зрения Церкви. Важно, ради чего человек рискует жизнью, стоит ли защищаемая ценность - жизни.