Вопрос читателя «Фомы»:

Как в царской России — православной стране, где убийство и самоубийство считались грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь, или стрелялись на дуэли?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Если бы все жители стран, относящихся к православной христианской традиции, жили в соответствии с евангельскими заповедями и избегали греха, то через некоторое время земля вернулась бы в райское состояние. К сожалению, из того, что православие в России до 1917 года было государственной религией, не следует, что все традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, находились в строгом соответствии с духовными устоями православия. Были и публичные дома, и настоящие преступные гетто типа Хитровки, и небезупречные с нравственной точки зрения традиции, на которые в обществе смотрели снисходительно, но которые при этом никогда не одобрялись государством и Церковью.

В офицерской среде царила особая субкультура. Честь, которая часто была не чем иным, как проявлением обычной человеческой гордыни, считалась высшей ценностью. В некоторые периоды российской истории малейшее посягательство на нее — насмешка, косой взгляд, жест, даже неумышленное проявление неуважения — вызывало бурную реакцию и могло привести к вызову на дуэль. Человек, проглотивший обиду и не бросивший обидчику перчатку, считался навсегда опозоренным. И как дуэль была, по сути, социально одобряемым убийством, так и пуля, собственноручно выпущенная в висок, представлялась благородным способом ухода из жизни. Справедливости ради следует сказать, что государство в царской России боролось с подобными проявлениями офицерской гордыни. За дуэли, в случае если о них становилось известно, следовало наказание в виде лишения чинов, ссылки, каторги и даже смертной казни.

Церковь также во все времена осуждала дуэль и офицерские самоубийства. Несмотря на то, что в дуэли можно видеть отголосок средневековых ордалий, или судебных поединков, известных также под названием Божьего суда — считалось, что Господь встает на сторону правого и карает виноватого, — церковное отношение ко всему этому было однозначно негативным. «Православная христианская церковь, безусловно, не одобряла и не одобряет дуэлей или “поединков”, в каких бы формах они ни проявлялись, раз здесь ставится “на карту” человеческая жизнь, — писал в 1904 году доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии А. А. Бронзов. — Дуэль или “поединок” — это “условленный бой двух лиц на смертоносном оружии, по условленным на данный случай, или же освященным обычаем правилам, обыкновению — с целию восстановления оскорбленной чести” (Абрамович-Барановский). Дуэлист, следовательно, рискует своею жизнию, подставляя свое тело под ружье, револьвер, нож противника. Дуэлист — самоубийца в существе дела. Кроме того, он вместе с этим и убийца, потому что в данном случае может произойти и сплошь и рядом происходит еще и убийство. Выходя на поединок, человек решается стать и тем, и другим, т. е. и самоубийцею, и убийцею».

Самоубийство офицера, совершившего позорный поступок, почувствовавшего себя оскорбленным или запутавшегося в долгах, также расценивалось как непростительный грех. Таких людей не отпевали, не служили по ним панихиды и предписывали хоронить на отдаленных участках кладбищ. Оправдания, что самоубийство якобы было способом «сохранить честь», в расчет не принимались. Такой поступок всегда считался в Церкви проявлением гордыни и малодушия, нежеланием принять неприятную или унизительную ситуацию.

Наша жизнь — дар Божий, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Фото: depositphotos.ru

4
0
Сохранить
Поделиться: