Говорят, что духовник всегда прав, и сомневаться в его правоте — грех.
На самом деле:
О духовниках, которые считали себя всегда правыми и требовали безусловного послушания от своих духовных чад, еще полтора столетия назад писал святитель Игнатий Брянчанинов: «…душепагубное актерство — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей суть самообольщение и бесовская прелесть».
Для нашего времени, при отсутствии или оскудении опытных подвижников, приемлемо жительство по совету, которое, по слову святителя Игнатия Брянчанинова «…основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий».
При таком жительстве «…скромное отношение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен».
Одна из важнейших черт опытного духовника — очень большая осторожность и бережность. Если этой осторожности не хватает, то последствия могут быть очень тяжелыми. Тяжелыми они могут быть и в обратном случае. Если человек не исполняет советы духовника, то духовник не несет никакой ответственности за пасомого перед Богом и не может отвечать за возможные тяжелые последствия для его жизни. Более того, духовник вправе, а иногда даже обязан, отказать пасомому в духовном окормлении, если тот не исполняет его советов. В отношениях «духовник — духовное чадо» ответственность обоюдная.
Часто спрашивают:
почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?
Отвечаем:
Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским. Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.
Почему в Церкви так много внимания уделяют внешнему виду женщины и почти ничего не говорят о том, как должен одеваться и выглядеть мужчина?
Потому, что:
Мужчина, как правило, не прикладывает столько усилий для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Напротив, для женщины свойственно стремление быть максимально заметной, и ничего плохого в этом, конечно же, нет. Красивое платье, подчеркивающее изящество фигуры, макияж, прическа — все это радует глаз, восхищает, приводит в восторг окружающих. Но как раз такая привлекательность и является совершенно неуместной на богослужении в храме, потому что люди приходят туда молиться, а не любоваться женской красотой. И центром внимания в храме для каждого человека должна быть молитва, а не своя или чужая внешность. Поэтому Церковь обращается именно к женщинам с просьбой одеваться на богослужение скромнее. Мужчины же не придают своей внешности столь важного значения, поэтому к ним, как правило, в этом смысле нет претензий. Но если, к примеру, летним днем мужчина вдруг решит прийти на Литургию в шортах и майке, вполне возможно, что и ему тоже сделают замечание. Потому что, по слову апостола Павла, в Церкви все должно быть …благообразно и по чину (1 Кор 14:40).