Викторина

Лилия, гвоздика, ливанский кедр... В Библии мы встречаем множество наименований различных цветов и растений, которые потом воплотились в виде важных символов на иконах и знаменитых картинах. Попробуйте угадать эти растения и проверьте свои знания важных христианских символов!

Начать викторину
№1
В иконографии существует редкое изображение Христа, расположившегося на ветвях дерева вместе с апостолами, как, например, на иконе греческого мастера Леоса Москоса. О каком дереве идет речь?
Лоза
Мамврийский дуб
Клён
Ливанский кедр
Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос однажды изрёк: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь (Ин 15:1). На иконах и картинах такого типа мы видим Спасителя, восседающего на виноградной лозе. Вокруг него на отдельных гроздьях винограда, веточках и листьях нередко сидят Богоматерь, Иоанн Креститель и апостолы. Недаром в Евангелии от Иоанна есть еще одна фраза Христа: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин 15:5). Виноградная лоза символизирует самого Христа, а гроздь винограда — Его последователей. На некоторых изображениях рядом со Спасителем помещено Евангелие, открытое на этих словах из Евангелия от Иоанна. В греческом варианте икона подписывается Αμπελος, что, собственно, и означает «виноградная лоза».
Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос однажды изрёк: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь (Ин 15:1). На иконах и картинах такого типа мы видим Спасителя, восседающего на виноградной лозе. Вокруг него на отдельных гроздьях винограда, веточках и листьях нередко сидят Богоматерь, Иоанн Креститель и апостолы. Недаром в Евангелии от Иоанна есть еще одна фраза Христа: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин 15:5). Виноградная лоза символизирует самого Христа, а гроздь винограда — Его последователей. На некоторых изображениях рядом со Спасителем помещено Евангелие, открытое на этих словах из Евангелия от Иоанна. В греческом варианте икона подписывается Αμπελος, что, собственно, и означает «виноградная лоза».
Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос однажды изрёк: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь (Ин 15:1). На иконах и картинах такого типа мы видим Спасителя, восседающего на виноградной лозе. Вокруг него на отдельных гроздьях винограда, веточках и листьях нередко сидят Богоматерь, Иоанн Креститель и апостолы. Недаром в Евангелии от Иоанна есть еще одна фраза Христа: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин 15:5). Виноградная лоза символизирует самого Христа, а гроздь винограда — Его последователей. На некоторых изображениях рядом со Спасителем помещено Евангелие, открытое на этих словах из Евангелия от Иоанна. В греческом варианте икона подписывается Αμπελος, что, собственно, и означает «виноградная лоза».
Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос однажды изрёк: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь (Ин 15:1). На иконах и картинах такого типа мы видим Спасителя, восседающего на виноградной лозе. Вокруг него на отдельных гроздьях винограда, веточках и листьях нередко сидят Богоматерь, Иоанн Креститель и апостолы. Недаром в Евангелии от Иоанна есть еще одна фраза Христа: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин 15:5). Виноградная лоза символизирует самого Христа, а гроздь винограда — Его последователей. На некоторых изображениях рядом со Спасителем помещено Евангелие, открытое на этих словах из Евангелия от Иоанна. В греческом варианте икона подписывается Αμπελος, что, собственно, и означает «виноградная лоза».
№2
Какой цветок, помещенный Леонардо да Винчи в руки Богоматери, отсылает к Страстям Христовым?
Роза
Пион
Гвоздика
Шафран
В живописи красные гвоздики часто символизировали Страсти Христовы, Его муки и распятие. Существовало народное предание, по которому слезы Богоматери, пролитые Ею на Голгофе прямо у подножия Креста, проросли прекрасными гвоздиками. В немецкой живописи конца XV — начала XVI века существовала даже целая группа художников под общим названием «Мастер гвоздик». На полотнах этих художников гвоздика стала своеобразной подписью, которую они оставляли на алтарях, где центральной частью было изображение Голгофы. Название цветка в русском (гвоздика) или немецком (Nelke») языках связано со словом «гвоздь». Гвозди — это один из атрибутов (или орудий) Страстей Христовых наряду с терновым венцом, копьем сотника Лонгина, которым тот ударил Христа между рёбрами, клещами, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса, и некоторыми другими предметами. Гвоздями тело Спасителя было прибито к Кресту. На картинах многих художников мы видим Богородицу с Младенцем, а в их руках — гвоздику, которая одновременно символизирует и любовь Божией Матери к Сыну, и намёк на то, что в будущем Его ждали страдания и распятие.
В живописи красные гвоздики часто символизировали Страсти Христовы, Его муки и распятие. Существовало народное предание, по которому слезы Богоматери, пролитые Ею на Голгофе прямо у подножия Креста, проросли прекрасными гвоздиками. В немецкой живописи конца XV — начала XVI века существовала даже целая группа художников под общим названием «Мастер гвоздик». На полотнах этих художников гвоздика стала своеобразной подписью, которую они оставляли на алтарях, где центральной частью было изображение Голгофы. Название цветка в русском (гвоздика) или немецком (Nelke») языках связано со словом «гвоздь». Гвозди — это один из атрибутов (или орудий) Страстей Христовых наряду с терновым венцом, копьем сотника Лонгина, которым тот ударил Христа между рёбрами, клещами, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса, и некоторыми другими предметами. Гвоздями тело Спасителя было прибито к Кресту. На картинах многих художников мы видим Богородицу с Младенцем, а в их руках — гвоздику, которая одновременно символизирует и любовь Божией Матери к Сыну, и намёк на то, что в будущем Его ждали страдания и распятие.
В живописи красные гвоздики часто символизировали Страсти Христовы, Его муки и распятие. Существовало народное предание, по которому слезы Богоматери, пролитые Ею на Голгофе прямо у подножия Креста, проросли прекрасными гвоздиками. В немецкой живописи конца XV — начала XVI века существовала даже целая группа художников под общим названием «Мастер гвоздик». На полотнах этих художников гвоздика стала своеобразной подписью, которую они оставляли на алтарях, где центральной частью было изображение Голгофы. Название цветка в русском (гвоздика) или немецком (Nelke») языках связано со словом «гвоздь». Гвозди — это один из атрибутов (или орудий) Страстей Христовых наряду с терновым венцом, копьем сотника Лонгина, которым тот ударил Христа между рёбрами, клещами, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса, и некоторыми другими предметами. Гвоздями тело Спасителя было прибито к Кресту. На картинах многих художников мы видим Богородицу с Младенцем, а в их руках — гвоздику, которая одновременно символизирует и любовь Божией Матери к Сыну, и намёк на то, что в будущем Его ждали страдания и распятие.
В живописи красные гвоздики часто символизировали Страсти Христовы, Его муки и распятие. Существовало народное предание, по которому слезы Богоматери, пролитые Ею на Голгофе прямо у подножия Креста, проросли прекрасными гвоздиками. В немецкой живописи конца XV — начала XVI века существовала даже целая группа художников под общим названием «Мастер гвоздик». На полотнах этих художников гвоздика стала своеобразной подписью, которую они оставляли на алтарях, где центральной частью было изображение Голгофы. Название цветка в русском (гвоздика) или немецком (Nelke») языках связано со словом «гвоздь». Гвозди — это один из атрибутов (или орудий) Страстей Христовых наряду с терновым венцом, копьем сотника Лонгина, которым тот ударил Христа между рёбрами, клещами, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса, и некоторыми другими предметами. Гвоздями тело Спасителя было прибито к Кресту. На картинах многих художников мы видим Богородицу с Младенцем, а в их руках — гвоздику, которая одновременно символизирует и любовь Божией Матери к Сыну, и намёк на то, что в будущем Его ждали страдания и распятие.
№3
На картине Михаила Нестерова архангел Гавриил протягивает Деве Марии цветок — знамение о будущем рождении Христа. Какой это цветок?
Лилия
Ирис
Белая роза
Хризантема
Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, который принес Ей благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Михаил Нестеров часто создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Художник изобразил рядом с Марией посланника Господа с лилией, такой же хрупкой и нежной, как и Сама Пресвятая Дева. Белая лилия символизирует непорочность, чистоту Богоматери и часто в таком значении встречается на картинах на сюжет Благовещения. Интересно, что в самом библейском тексте мы не найдем упоминания о цветке лилии как даре, который преподнес Богородице архангел Гавриил. Так что белая лилия — это образ церковного Предания, однако в нем сохранен библейский символизм лилии, так как в Библии этот цветок нередко выступает символом благословения Божия: Цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; благословляйте Господа во всех делах (Сир 39:18–19). Некоторые толкователи Библии усматривают в книге пророка Ездры пророчество о явлении Благой Вести именно Марии: …из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию (3 Ездр 5:24).
Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, который принес Ей благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Михаил Нестеров часто создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Художник изобразил рядом с Марией посланника Господа с лилией, такой же хрупкой и нежной, как и Сама Пресвятая Дева. Белая лилия символизирует непорочность, чистоту Богоматери и часто в таком значении встречается на картинах на сюжет Благовещения. Интересно, что в самом библейском тексте мы не найдем упоминания о цветке лилии как даре, который преподнес Богородице архангел Гавриил. Так что белая лилия — это образ церковного Предания, однако в нем сохранен библейский символизм лилии, так как в Библии этот цветок нередко выступает символом благословения Божия: Цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; благословляйте Господа во всех делах (Сир 39:18–19). Некоторые толкователи Библии усматривают в книге пророка Ездры пророчество о явлении Благой Вести именно Марии: …из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию (3 Ездр 5:24).
Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, который принес Ей благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Михаил Нестеров часто создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Художник изобразил рядом с Марией посланника Господа с лилией, такой же хрупкой и нежной, как и Сама Пресвятая Дева. Белая лилия символизирует непорочность, чистоту Богоматери и часто в таком значении встречается на картинах на сюжет Благовещения. Интересно, что в самом библейском тексте мы не найдем упоминания о цветке лилии как даре, который преподнес Богородице архангел Гавриил. Так что белая лилия — это образ церковного Предания, однако в нем сохранен библейский символизм лилии, так как в Библии этот цветок нередко выступает символом благословения Божия: Цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; благословляйте Господа во всех делах (Сир 39:18–19). Некоторые толкователи Библии усматривают в книге пророка Ездры пророчество о явлении Благой Вести именно Марии: …из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию (3 Ездр 5:24).
Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, который принес Ей благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Михаил Нестеров часто создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Художник изобразил рядом с Марией посланника Господа с лилией, такой же хрупкой и нежной, как и Сама Пресвятая Дева. Белая лилия символизирует непорочность, чистоту Богоматери и часто в таком значении встречается на картинах на сюжет Благовещения. Интересно, что в самом библейском тексте мы не найдем упоминания о цветке лилии как даре, который преподнес Богородице архангел Гавриил. Так что белая лилия — это образ церковного Предания, однако в нем сохранен библейский символизм лилии, так как в Библии этот цветок нередко выступает символом благословения Божия: Цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; благословляйте Господа во всех делах (Сир 39:18–19). Некоторые толкователи Библии усматривают в книге пророка Ездры пророчество о явлении Благой Вести именно Марии: …из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию (3 Ездр 5:24).
№4
На гравюре французского художника Гюстава Доре изображен голубь, который принес в клюве ветвь Ною в знак того, что Всемирный потоп закончился. О ветви какого дерева идет речь?
Лавр
Ива
Олива
Сосна
В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).
В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).
В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).
В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).
№5
Ветви какого растения изображают на иконах «Вход Господень в Иерусалим»?
Берёза
Лавр
Пальма
Кипарис
На них изображают пальму. Согласно Евангелиям, Иисус въезжал верхом на осле в Иерусалим, где Его встречал народ, постилая на дорогу одежду и пальмовые ветви: взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин 12:13). Блаженный Августин сравнивал пальмовые ветви с хвалебными псалмами «победе нашего Господа, которую Ему предстояло Своей смертью одержать над смертью, и триумфу над диаволом, князем смерти». Праздник, посвященный этому радостному событию, носит название Неделя ваий. Во время празднования верующим в теплых странах и по сей день раздают пучки пальмовых ветвей, так называемые вайи. Их освящают и хранят дома как знак присутствия Спасителя. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения. Так, в России пальмы заменяли на вербы, а праздник, соответственно, стали еще называть Вербным воскресеньем. Во времена Ренессанса художники иногда заменяли пальму оливковым деревом. Однако на многих фресках, мозаиках и иконах на сюжет «Вход в Иерусалим» изображаются именно финиковые пальмы и ветви.
На них изображают пальму. Согласно Евангелиям, Иисус въезжал верхом на осле в Иерусалим, где Его встречал народ, постилая на дорогу одежду и пальмовые ветви: взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин 12:13). Блаженный Августин сравнивал пальмовые ветви с хвалебными псалмами «победе нашего Господа, которую Ему предстояло Своей смертью одержать над смертью, и триумфу над диаволом, князем смерти». Праздник, посвященный этому радостному событию, носит название Неделя ваий. Во время празднования верующим в теплых странах и по сей день раздают пучки пальмовых ветвей, так называемые вайи. Их освящают и хранят дома как знак присутствия Спасителя. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения. Так, в России пальмы заменяли на вербы, а праздник, соответственно, стали еще называть Вербным воскресеньем. Во времена Ренессанса художники иногда заменяли пальму оливковым деревом. Однако на многих фресках, мозаиках и иконах на сюжет «Вход в Иерусалим» изображаются именно финиковые пальмы и ветви.
На них изображают пальму. Согласно Евангелиям, Иисус въезжал верхом на осле в Иерусалим, где Его встречал народ, постилая на дорогу одежду и пальмовые ветви: взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин 12:13). Блаженный Августин сравнивал пальмовые ветви с хвалебными псалмами «победе нашего Господа, которую Ему предстояло Своей смертью одержать над смертью, и триумфу над диаволом, князем смерти». Праздник, посвященный этому радостному событию, носит название Неделя ваий. Во время празднования верующим в теплых странах и по сей день раздают пучки пальмовых ветвей, так называемые вайи. Их освящают и хранят дома как знак присутствия Спасителя. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения. Так, в России пальмы заменяли на вербы, а праздник, соответственно, стали еще называть Вербным воскресеньем. Во времена Ренессанса художники иногда заменяли пальму оливковым деревом. Однако на многих фресках, мозаиках и иконах на сюжет «Вход в Иерусалим» изображаются именно финиковые пальмы и ветви.
На них изображают пальму. Согласно Евангелиям, Иисус въезжал верхом на осле в Иерусалим, где Его встречал народ, постилая на дорогу одежду и пальмовые ветви: взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин 12:13). Блаженный Августин сравнивал пальмовые ветви с хвалебными псалмами «победе нашего Господа, которую Ему предстояло Своей смертью одержать над смертью, и триумфу над диаволом, князем смерти». Праздник, посвященный этому радостному событию, носит название Неделя ваий. Во время празднования верующим в теплых странах и по сей день раздают пучки пальмовых ветвей, так называемые вайи. Их освящают и хранят дома как знак присутствия Спасителя. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения. Так, в России пальмы заменяли на вербы, а праздник, соответственно, стали еще называть Вербным воскресеньем. Во времена Ренессанса художники иногда заменяли пальму оливковым деревом. Однако на многих фресках, мозаиках и иконах на сюжет «Вход в Иерусалим» изображаются именно финиковые пальмы и ветви.
№6
Из какого растения, согласно большинству историков, был сделан венец Христа, который стражники надели на Его голову после ареста в Гефсиманском саду?
Слива
Шиповник
Чертополох
Кипарис
С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя.
С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя.
С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя.
С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя.
№7
В Библии есть много упоминаний о смоковнице. Как иначе можно назвать это растение?
Дуб
Инжир
Кедр
Цифомандра свекольная
Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.
Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.
Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.
Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.
№8
На картине «Грехопадение» одного из главных художников фламандского барокко Якоба Йорданса Ева срывает с дерева познания спелый плод. Как в Библии назван этот плод?
Гранат
Яблоко
Апельсин
В Библии плод не имеет названия
Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло.
Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло.
Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло.
Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло.
Викторина
Не переживайте, ведь вы обогатили свои познания ботанического мира Библии!

Цветы и деревья в Библии — тема сложная, но вы встали на путь разгадки их символизма и теперь знаете намного больше. В следующий раз, мы уверены, вы сможете отделить зерна от плевел и не запутаться в ветвях символов на иконах и картинах.

Поделиться результатом:
Вы — хорошист по вопросам библейской флоры!

Вы очень хорошо справились с нашим тестом, но в некоторых вопросах мы смогли вас запутать. В следующий раз, мы уверены, вы без ошибок расправитесь со всеми каверзными заданиями!

Поделиться результатом:
Да вы просто виноградарь в саду библейских символов!

Вас можно назвать опытным ботаником (в хорошем смысле!). Вы прекрасно разбираетесь в христианском символизме растений, и мы не смогли вас смутить ни красными гвоздиками, ни отсутствующими в Библии яблоками грехопадения. Поздравляем!

Поделиться результатом:
Пройти ещё раз