Улыбка Моны Лизы, черный квадрат, плавящиеся часы Дали. Эти шедевры видел каждый. Но только внимательные зрители расшифруют смыслы деталей на известных картинах. Проверьте эрудицию в нашей викторине!

Начать викторину
1. Какое дерево изображено на картине Сандро Боттичелли «Весна»:
а) оливковое;
б) вишневое;
в) апельсиновое.
в). Апельсиновое дерево. Его выбор не случаен. Во-первых, это вечнозеленое растение, поэтому оно ассоциируется с вечной жизнью. Во-вторых, в христианских сюжетах апельсиновые деревья обозначали добродетель и целомудрие Девы Марии. В-третьих, апельсиновые плоды напоминают шары с герба Медичи. А как известно, Лоренцо Медичи был заказчиком картины.
в). Апельсиновое дерево. Его выбор не случаен. Во-первых, это вечнозеленое растение, поэтому оно ассоциируется с вечной жизнью. Во-вторых, в христианских сюжетах апельсиновые деревья обозначали добродетель и целомудрие Девы Марии. В-третьих, апельсиновые плоды напоминают шары с герба Медичи. А как известно, Лоренцо Медичи был заказчиком картины.
Апельсиновое дерево. Его выбор не случаен. Во-первых, это вечнозеленое растение, поэтому оно ассоциируется с вечной жизнью. Во-вторых, в христианских сюжетах апельсиновые деревья обозначали добродетель и целомудрие Девы Марии. В-третьих, апельсиновые плоды напоминают шары с герба Медичи. А как известно, Лоренцо Медичи был заказчиком картины.
Все говорят об улыбке Моны Лизы, а мы обратим внимание на руки. Почему она держит их скрещенными:
а) чувствует себя неуютно перед художником;
б) находится в положении;
в) у нее были длинные руки, поэтому художник их так расположил.
Некоторые исследователи придерживаются версии, что руки Моны Лизы на картине скрещены, потому что она беременна. В 2006 году ученые из Канады нашли подтверждение этой теории. Они провели лазерное и инфракрасное сканирование, чтобы создать трехмерное изображение. Обнаружилось, что изначально на плечах у Моны Лизы была тонкая вуаль, которая называется гарнелло. Такое покрывало в Италии XVI века носили беременные или только что разрешившиеся от бремени женщины.
Некоторые исследователи придерживаются версии, что руки Моны Лизы на картине скрещены, потому что она беременна. В 2006 году ученые из Канады нашли подтверждение этой теории. Они провели лазерное и инфракрасное сканирование, чтобы создать трехмерное изображение. Обнаружилось, что изначально на плечах у Моны Лизы была тонкая вуаль, которая называется гарнелло. Такое покрывало в Италии XVI века носили беременные или только что разрешившиеся от бремени женщины.
Некоторые исследователи придерживаются версии, что руки Моны Лизы на картине скрещены, потому что она беременна. В 2006 году ученые из Канады нашли подтверждение этой теории. Они провели лазерное и инфракрасное сканирование, чтобы создать трехмерное изображение. Обнаружилось, что изначально на плечах у Моны Лизы была тонкая вуаль, которая называется гарнелло. Такое покрывало в Италии XVI века носили беременные или только что разрешившиеся от бремени женщины.
3. На фреске Микеланджело «Сотворение Адама» изображен момент чуда. Бог протягивает к Адаму правую руку, чтобы вдохнуть в него жизнь. А левой рукой Бог обнимает:
а) душу Адама;
б) ангела;
в) Еву.
По одной из версий, женщина, которая находится под рукой Бога — Ева. Она только ожидает своего создания, поэтому находится пока вместе с Творцом. Ученый Деивис Кампос заметил, что Микеланджело изобразил Адама с дополнительным ребром, которое отсылает к сюжету о сотворении первой женщины: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:22).
По одной из версий, женщина, которая находится под рукой Бога — Ева. Она только ожидает своего создания, поэтому находится пока вместе с Творцом. Ученый Деивис Кампос заметил, что Микеланджело изобразил Адама с дополнительным ребром, которое отсылает к сюжету о сотворении первой женщины: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:22).
По одной из версий, женщина, которая находится под рукой Бога — Ева. Она только ожидает своего создания, поэтому находится пока вместе с Творцом. Ученый Деивис Кампос заметил, что Микеланджело изобразил Адама с дополнительным ребром, которое отсылает к сюжету о сотворении первой женщины: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:22).
Обратите внимание на сережку девушки с картины Яна Вермеера. Драгоценный камень, изображенный художником:
а) бриллиант;
б) жемчуг;
в) камень неизвестен.
Камень неизвестен. Название картины «Девушка с жемчужной сережкой» появилось через много лет после смерти Яна Вермеера. Поэтому исследователи сомневаются, изображена ли на картине жемчужная сережка. Подозрения вызывает и размер украшения. В то время крупный жемчуг был редкостью, его могли приобрести только состоятельные люди. Возможно, на девушке украшение из венецианского стекла или перламутра.
Камень неизвестен. Название картины «Девушка с жемчужной сережкой» появилось через много лет после смерти Яна Вермеера. Поэтому исследователи сомневаются, изображена ли на картине жемчужная сережка. Подозрения вызывает и размер украшения. В то время крупный жемчуг был редкостью, его могли приобрести только состоятельные люди. Возможно, на девушке украшение из венецианского стекла или перламутра.
Камень неизвестен. Название картины «Девушка с жемчужной сережкой» появилось через много лет после смерти Яна Вермеера. Поэтому исследователи сомневаются, изображена ли на картине жемчужная сережка. Подозрения вызывает и размер украшения. В то время крупный жемчуг был редкостью, его могли приобрести только состоятельные люди. Возможно, на девушке украшение из венецианского стекла или перламутра.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля останавливает на себе взгляд. Но давайте обратимся к деталям. Слева от Мадонны находится святой мученик Папа Римский Сикст II. Между тем его тиара спрятана в левом углу полотна. Почему он снял головной убор:
а) в знак почтения перед Мадонной;
б) тиара мала и жмет;
в) он хочет передать тиару Мадонне.
Мученик снял тиару в знак почтения перед Мадонной. Полотно было заказано художнику для монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II. Отсюда и название — «Сикстинская». Заказчик — Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV. Тот, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
Мученик снял тиару в знак почтения перед Мадонной. Полотно было заказано художнику для монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II. Отсюда и название — «Сикстинская». Заказчик — Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV. Тот, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
Мученик снял тиару в знак почтения перед Мадонной. Полотно было заказано художнику для монастырского храма в честь святого Папы Римского Сикста II. Отсюда и название — «Сикстинская». Заказчик — Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV. Тот, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
6. Картины Сальвадора Дали с трудом поддаются расшифровке (сам художник признавался, что не всегда понимал смысл своих работ). Исключение — его знаменитое «Постоянство памяти». Плавящиеся часы означают:
а) линейность времени;
б) плавленый сыр;
в) нелинейность времени.
Плавящиеся, или мягкие, часы символизируют нелинейность времени. Сальвадор Дали говорил, что при написании часов он думал о словах древнегреческого философа Гераклита «Всё течет, всё меняется». А про сыр мы упомянули неспроста. Образ утекающего времени пришел к Дали после ужина, когда он увидел тающий камамбер. «Свое преклонение перед связкой “пространство — время” я смог выразить благодаря сыру, паранойя-критическому камамберу, растаявшему и меланхолично растекшемуся, но не ставшему из-за этого менее аппетитным», — говорил художник.
Плавящиеся, или мягкие, часы символизируют нелинейность времени. Сальвадор Дали говорил, что при написании часов он думал о словах древнегреческого философа Гераклита «Всё течет, всё меняется». А про сыр мы упомянули неспроста. Образ утекающего времени пришел к Дали после ужина, когда он увидел тающий камамбер. «Свое преклонение перед связкой “пространство — время” я смог выразить благодаря сыру, паранойя-критическому камамберу, растаявшему и меланхолично растекшемуся, но не ставшему из-за этого менее аппетитным», — говорил художник.
Плавящиеся, или мягкие, часы символизируют нелинейность времени. Сальвадор Дали говорил, что при написании часов он думал о словах древнегреческого философа Гераклита «Всё течет, всё меняется». А про сыр мы упомянули неспроста. Образ утекающего времени пришел к Дали после ужина, когда он увидел тающий камамбер. «Свое преклонение перед связкой “пространство — время” я смог выразить благодаря сыру, паранойя-критическому камамберу, растаявшему и меланхолично растекшемуся, но не ставшему из-за этого менее аппетитным», — говорил художник.
На переднем плане картины Ван Гога «Звездная ночь» — очертания дерева. Это:
а) кедр;
б) тутовое дерево;
в) кипарис.
Это кипарис. В древности дерево символизировало смерть и скорбь. Его использовали в похоронных культах, сажали на кладбищах. В раннехристианском искусстве кипарис ассоциируется с надеждой на вечную жизнь. Пирамидальная форма дерева напоминает свечу. На картине кипарис буквально взвивается к звездам и соединяет небо и землю.
Это кипарис. В древности дерево символизировало смерть и скорбь. Его использовали в похоронных культах, сажали на кладбищах. В раннехристианском искусстве кипарис ассоциируется с надеждой на вечную жизнь. Пирамидальная форма дерева напоминает свечу. На картине кипарис буквально взвивается к звездам и соединяет небо и землю.
Это кипарис. В древности дерево символизировало смерть и скорбь. Его использовали в похоронных культах, сажали на кладбищах. В раннехристианском искусстве кипарис ассоциируется с надеждой на вечную жизнь. Пирамидальная форма дерева напоминает свечу. На картине кипарис буквально взвивается к звездам и соединяет небо и землю.

Надеемся, результат вас не расстроит, а замотивирует встроить посещение музеев и выставок в свой досуг. Ведь бродить по залам и подмечать любопытные детали на картинах — ни с чем не сравнимый вид удовольствия! Поскольку не все места находятся в шаговой доступности, предлагаем исправить ситуацию виртуальным путешествием по шедеврам мировой живописи с курсом Академии журнала «Фома»

Поделиться результатом:

Вы неравнодушны к искусству, но всегда есть куда расти. Предлагаем пополнить багаж знаний в курсе Академии журнала «Фома». Это восемь захватывающих лекций с искусствоведом, в которых без сложных терминов разбираем важные и удивительные факты из творчества русских и зарубежных художников.

Поделиться результатом:

Великолепно! Шедевры Возрождения, живопись нидерландских художников и даже картины Дали знакомы вам не понаслышке. Но уверены, вас приятно удивит курс Академии журнала «Фома», где мы разбираем историю мировой живописи — от наскальных рисунков до современных перформансов. Переходите по ссылке: academy.foma.ru

Поделиться результатом:
Пройти ещё раз