Вопрос читателя:

Здравствуйте! Меня зовут Олег, мне 15 лет. В школе у меня с 7-го класса появился хороший друг, с которым мы много общались. Начинали мы с ним общаться, когда я ещё только-только начинал свой осознанный путь в христианстве, а значит, темы разговора бывали разные, и увы, иногда отнюдь не хорошие (даже со стороны этики). Я стал чаще говорить о любви Христовой и при нем, и окружающим. Он начал подшучивать над Христом, хулить Его, пытаясь, видимо, затронуть меня таким образом. Изначально я старался молчать, но потом же сказал ему о том, что подобное говорить не стоит, он извинился и я простил. Но далее он опять продолжил, я пытаюсь парировать такие его высказывания, рассказывая ему про Божью любовь, но увы, вероятно — тщетно. Мне очень грустно, что с ним происходит такое, что у него такой период, что мой друг находиться во тьме и я не знаю что делать. Я молюсь за него, но каждый раз после таких шуток я начинаю искушаться, искушаюсь желанием осудить его, проявить гордость, обидеться и не простить… Но и перестать с ним дружить я не могу, думаю, это будет считаться как предательство, ведь у него такой период в жизни, и я не могу его просто так оставить. Что же мне делать? Благодарю за ответ!

Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Олег.

Слава Богу, что в наше время есть молодые люди, которые стремятся проповедовать Христа своим сверстникам. Это дорого стоит, потому что этим самым Вы подражаете святому апостолу Павлу, который так характеризовал свое служение проповедника так:
«.... если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Koр. 9,16). Ему вторит святой апостол Пётр, который обращается к нам, христианам, с таким повелением: «... будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пт. 3,15).

Однако, проповедуя Христа людям далеким от Церкви, необходимо всегда помнить, что не все они бывают способные адекватно воспринимать благую весть о пришествии в мир

Спасителя, потому что «... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну,,. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее людей, и немощное Божие сильнее людей» (1 Кор.1, 18-25).

Недаром, Сам Господь Иисус Христос учил Своих учеников тому, что не каждому человеку проповедь Евангелия может пойти на пользу: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6).

Иными словами, Олег, мы должны всю нашу жизнь учиться проповедовать правильно. Это нелегкий труд, требующий приложения максимальных усилий.

Но давайте всё же порассуждаем об описанной

Вами ситуации. У меня есть две версии, почему Ваш друг реагирует на Вашу проповедь так, как он на неё реагирует.

Возможно, такая его реакция — это внешнее выражение его внутренних конфликтов, справиться с которыми он пока не в состоянии. Может быть, во время Ваших речей его начинает мучить совесть за что-то, например, или обуревает страх смерти, или в прошлом с ним могло произойти нечто такое, в чём он обвиняет Бога (такое тоже бывает). Тут сложно что-то сказать наверняка, ибо чужая душа — потёмки. Но Вы вполне можете дождаться момента, когда он будет пребывать в состоянии относительного покоя и попытаться спросить его об этом. Если Вам сие удастся, то, думаю, даже для него самого подлинные причины такого его поведения станут настоящим открытием.

Хотя возможен и другой вариант, Олег. Как я уже сказал выше, проповедовать правильно — очень сложно и этому нужно учиться всю жизнь. Необходимо уметь выбирать правильные место, время и ситуации для проповеди и подыскивать правильные слова, дабы никого ненароком своей проповедью не оттолкнуть от Христа. «Слово ваше, — говорит об этом святой апостол Павел, — да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4,6). Проповедуя, ни в коем случае нельзя занудничать, например, или быть высокомерным или назойливым, читать нотации и так далее, ибо всё это моментально сводит на нет все наши благие намерения.

Ну и, безусловно, проповедь без примера личной благочестивой жизни не стоит ничего. Святой апостол

Иаков так объясняет это: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3,13—18).

Побольше читайте хороших книг, Олег, молитесь Богу и будем надеяться, что у Вас всё получится!

Пусть Господь Вам поможет!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
1
Сохранить
Поделиться: