Вопрос:

Добрый день!

В силу воспитания и жизненного опыта всегда негативно относилась к выбору посредством жребия, т. к. считаю это необоснованным отказом от права выбора, дарованного Богом, и от личной ответственности за свои решения и поступки. Более того, считала такое поведение опасным, недопустимым и противным Богу. Поэтому, с удивлением обратила внимание на отрывок из 1-й главы Деяний Апостолов в котором рассказывается, что Апостолы, выбирая претендента на место отпавшего от апостольства Иуды Искариота, помолившись, бросили жребий. «И выпал жребий Матфею». Получается, что Апостолы с полной уверенностью и доверием восприняли результат как естественное проявление воли Бога.

У меня, как и у каждого, бывают критические ситуации, в которых нужно принимать решение быстро и безошибочно. Совершенно неясно, какое решение будет согласовываться с Божией волей, будет полезным и верным.

Можно ли на основании этого отрывка считать метод жребия одним из инструментов познания воли Божией, разрешенным и рекомендуемым к использованию самим Писанием? Допустимо ли христианам в частной жизни принимать жизненные решения посредством жребия, которому обязательно предшествует молитва? Возможно, я неправильно истолковала этот отрывок и использование жребия допустимо только при принятии решений, касающихся жизни Церкви? Если так, то использует ли Церковь этот метод?

Спасибо.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас благословит!

Вы правы, в истории Церкви существует такой вид выбора, когда ситуация отдается на волю Божью.

Конкретно об указанном Вами месте из книги Деяния апостольских напомню толкование Беды Достопочтенного:

«Матфий избирается по жребию, чтобы не показалось, что избрание апостола противоречит указанию древнего закона, приказывавшего избирать первосвященника, подобно тому, как говорится о Захарии: По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк 1:9). Как я полагаю, он тогда избирался по жребию для того, чтобы образно изобразить, что по очереди всегда должен избираться истинный первосвященник, пока не придет Тот, Кому было предназначено, Кто не в крови жертвы, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр 9:12), Чья жертва была принесена во время Пасхи, но в день Пятидесятницы действительно была открыто совершена Святым Духом в огне. Ибо был древний обычай сжигать жертвы, принесенные Богу, небесным огнем. Значит, до тех пор, пока не исполнится истина, должно было соблюдать форму. Поэтому Матфий, который назначается до Пятидесятницы, избирается жребием, а семь диаконов были избраны затем не жребием, но только выбором учеников, по молитве апостолов и наложением руки. Поэтому, если кто-то, вынужденный необходимостью, думает, что надо спрашивать Бога путем жребия по примеру апостолов, то пусть он видит, что сами апостолы делали это, только собрав братьев вместе и вознеся молитвы ко Господу».

Как видите, древний толкователь указывает на том, что жребий был применен исключительно для того, чтобы соблюсти древний обычай в очень конкретной ситуации. И уже следующие соучастники в служении — семеро диаконов — были избраны самими апостолами не посредством жеребьевки. В случае с апостолом Матфием было еще одно обязательное условие: соборная молитва всех братьев вместе. То есть это скорее исключение, чем правило.

На то же самое указывает наш современник, знаток Священного Писания архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

«Как в точности проходила жеребьевка, из текста Деяний неясно. Вообще говоря, в древности принятие решения при помощи жребия было очень распространено. У иудеев все должности и обязанности в Храме определялись именно так. Обычно имена кандидатов писались на камешках, которые клали в сосуд или в полу одежды. Так описывает процедуру избрания книга Притчей: В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа (Притч 16:33). Здесь специально подчеркнуто, что результат жеребьевки зависит не от камешков и не от слепой судьбы, а от Бога. Так и избрание Матфия приписывается не случайному жребию, а Божьему решению по молитве собравшихся. Об этом прямо сказано: перед тем как бросить жребий, собравшиеся „помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал (Деян 1:24)».

Обратите внимание на то, что отец Ианнуарий ссылается на древность обычная, но не говорит о том, что он был усвоен в христианстве как основной.

«Они еще не счи­тали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор; по­этому и хотят узнать посредством какого-нибудь знака», — на такую причину указывает святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на этот момент из Книги деяний.

Мы ведь знаем, что Господь ждет от нас самостоятельного выбора. Для этого и дана человеку свобода воли. Сначала мы должны самостоятельно, изучив все вводные, принять самостоятельно решение. Если этот путь оказался недоступен Вам либо из-за равнозначности по силе аргументов всех сторон, либо из-за недостаточности вводных, Вы можете обратиться за помощью в принятии решения к духовнику или приходскому священнику. Если и этот путь оказался Вам недоступен, то можно воспользоваться жребием.

Бросание жребия должно предвариться молитвой. В данном случае выбора много сложностей, которые могут повлиять на результат выбора, что ставит этот способ в разряд исключительности. Прежде нужно задуматься: действительно ли я изучил все аргументы сторон выбора, все ли возможные последствия я проанализировал, искренняя ли молитва прозвучала перед жребием, не нахожусь ли я в зависимости кого-то, кто может повлиять на этот путь решения проблемы. Стоит прибегать к такому виду выбора очень осторожно и, желательно, по благословению духовника.

Божье помощи Вам!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: