Вопрос читателя:

Добрый день! Дочь, 10 лет, очень эмоциональный и впечатлительный ребенок, в раннем возрасте даже были обмороки на почве эмоций. Крестили в 8 лет, тоже упала в обморок, но после крещения обмороков не было. Я крещена в детстве, но воцерковление началось с крещения дочери. Стараемся ходить на причастие раз в месяц, иногда раз в 1,5-2 месяца. Ребенок не может находиться в церкви, ей там плохо, говорит, что ее оттуда что-то гонит. С трудом произносит молитву вслух, не могу, говорит, и начинает плакать. Масло в огонь подлили рассказы учителя на уроке религии о бесноватом мальчике, да еще и видео какое-то смотрела про бесноватую девочку. Вчера мне призналась, что иногда хочется громко крикнуть матерное слово (в семье не материмся, мата много в школе и от бабушки, ее не переделать, всю жизнь так разговаривает), но, по ее словам, хочется и одновременно не может, как будто немеет. С батюшкой говорили про то, что она не может в церкви стоять, он посоветовал каждый день читать Евангелие, мы стараемся читать, но, бывает, пропускаем. Она говорит, как только молитва или чтение Евангелия, ее сразу в сон тянет, да я и сама вижу — тут же краснеют глаза, зевает не переставая. Читаем перед сном, хочу попробовать сместить на пораньше, может, будет лучше переносить. Что нам делать? И еще. Мы с ней часто говорим про гордыню, договорили до того, что она все, что плохое, считает своим, а все, что хорошее в ней, — проявлением гордыни, т.е. как бы боится о себе думать хорошо. Боится сказать, что ей не нравится, по ее словам, боится обидеть, и опять как бы немеет и не может сказать, терпит. В общем, мы окончательно запутались, и я не знаю, как с ней разговаривать, ощущение, что все, что говорю, все идет не на пользу, а во вред. Я понимаю, что все в руках Господа, но я же тоже инструмент в Его руках, не могу же я молча смотреть как ребенок страдает, мне же нужно с ней разговаривать, а как, я уже не знаю! Где-то я допускаю ошибку, но как понять и что делать? Она жалостливая, нежная, но в детстве была очень капризной, чуть что не по ней — истерики. Ощущение, что сейчас мы где то перетянули гайки, да и сама я запуталась немного…

Анастасия

Ответ священника:

Дорогая Анастасия, давать советы по письму в таких сложных ситуациях — это все равно что ставить диагноз по фотографии или со слов родственников пациента. Какие-то общие вещи можно сказать, но за конкретикой — только на личную встречу.

У Вас есть священник, которому регулярно исповедуетесь и Вы, и дочка, слава Богу. О проблеме он знает, совет он дал — выполняйте. Я точно такой же священник и, скорее всего, дал бы такой же совет. Можно еще попробовать вечером в субботу приходить хотя бы на помазание, тоже будет полезно, и с молитвой мазать ребенку на ночь лоб освященным маслицем крест накрест (как в храме помазывают).

Что касается чтения Евангелия, засыпать — это совершенно нормально. С одной стороны, Евангелие очень успокаивает человека, он расслабляется и засыпает. С другой стороны, этот текст настолько насыщен новой информацией и благодатью, что мозг человека — и взрослого, кстати, тоже! — оказывается не в состоянии ее воспринимать в таких объемах. А что делает мозг, если его перегрузить? Дает команду заснуть, чтобы начать обработку полученного огромного, колоссального массива информации. Именно это у Вашей малышки и происходит, так что все в порядке.

Тут действительно можно поэкспериментировать со временем чтения, а также с объемами. Думаю, что с маленьким ребенком не нужно читать даже целую главу, вполне достаточно прочесть одну притчу или одну историю из главы, а потом — или сразу, или на следующий день — обсудить прочитанное. Можно найти иллюстрации — и в детской Библии, и на картинах великих художников (например, есть великолепные гравюры Гюстава Доре и еще множество картин на библейские темы), рассмотреть их, вспомнить, о чем читали, что понравилось девочке, что непонятно, спокойно и честно разобрать вопросы, и «полазить» глазами по картине: кто как стоит, идет, какие деревья нарисованы, цветы, здания, животные… Почему речь о временах Христа, а одеты все по другой моде? Это, с одной стороны, даст возможность лучше прочувствовать текст Писания, с другой, задействует разные чувства ребенка (не только слух, но и зрение) — и текст глубже проникнет внутрь. Да и Вам, думаю, полезно будет посмотреть толкования на конкретный отрывок, чтобы пояснять дочке.

Насчет храма, думаю, стоит положиться на мнение священника, который девочку хотя бы видел, потому что это важно. В целом можно попробовать вместе с дочкой дома по картинкам рассмотреть, как храм устроен, как что называется, и последить за тем, чтобы ей внутри храма было удобно (например, не душно, не холодно и так далее).

Что касается впечатлительности, я бы посоветовал провериться, наверное, у педиатра, невропатолога и хорошего детского психолога, чтобы они подсказали что-то, потому что причина может быть физиологическая или связанная с каким-то неверным подходом в воспитании. Например, сейчас модно давать детям много свободы, но при этом упускается из виду, что детская психика не в состоянии понести нагрузку постоянного выбора и детям нужны четкие ориентиры и жесткие границы, их отсутствие вызывает у детей тревогу, нервная система расшатывается, отсюда истерики и капризы. В общем, тут проконсультируйтесь.

Про разговоры насчет гордыни я, честно говоря, не понял. Вы сама достаточно хорошо понимаете про гордыню и смирение? Уверены, что Вы в состоянии донести это до ребенка на понятном ему языке и доступном его пониманию уровне? Смирение — т. е. то, что противоположно гордыне — это вообще-то о максимально адекватной оценке действительности. Может быть, Вам стоит вообще пересмотреть все Ваши разговоры с дочкой о том, что плохо, и сконцентрироваться на том, как ей уметь правильно оценивать то, что происходит, и реагировать на это? Боюсь, что фразеология про гордыню может что-то убить и надломить в маленьком ребенке, так что дочка станет чувствовать себя во всем виноватой, причем сразу, заранее, априори.

Играйте с дочкой, обнимайте, говорите, что любите ее, дарите подарки, показывайте, что делает Вас счастливой, рассказывайте ей добрые и смешные истории, грустите вместе с ней над печальными историями, помогайте спокойно анализировать то, что происходит вокруг — во дворе, в школе, в храме, в книгах, в кино, показывайте ей весь спектр эмоций и учите ее грамотно с ними обращаться — все! Если не умеете, поговорите с психологом о том, как это делать. Начать можно с простого: «Ты плачешь? Ты испугалась? Конечно, ты испугалась, потому что паук страшный, все правильно. Иди, я тебя обниму, я с тобой, ты в безопасности». «Ты кричишь… ты злишься? Ты злишься, потому что мы не разрешаем тебе посмотреть еще один мультик? Понимаю, конечно, тебе обидно, и мне было в детстве также обидно, когда мне запрещала мама. Но сейчас время ложиться спать. Да, точно, совершенно точно время ложиться спать. Давай я тебя обниму, мы вместе погрустим о том, что сейчас больше нельзя посмотреть мультик, и ты ляжешь спать, а завтра ты посмотришь». Это называется «контейнировать эмоции», то есть Вы называете эмоцию ребенка (он ведь сам еще не очень умеет), показываете, что Вы ее видите, и дальше демонстрируете, как можно с ней справиться.

Помоги Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
12
Сохранить
Поделиться: