
В редакцию «Фомы» пришло письмо читателя:
Один человек всю жизнь грешит, творит зло, но под конец жизни раскаивается и получает отпущение грехов. Второй — атеист, но добрый и хороший человек, творящий добро. Его грехи мизерны и практически незаметны по сравнению с грехами первого. Или он верующий, но отпущения грехов перед смертью не получает. Неужели первый более достоин Царства Божьего?
Отвечает священник Евгений Мурзин:
Отпущение грехов — не автоматический процесс, но результат глубокого искреннего раскаяния. В Таинстве исповеди человек в присутствии священника кается Богу в своих грехах, после чего над ним читается разрешительная молитва. Но что означает это для самого кающегося?
В православии различают действительность и действенность таинств. Действительность — это объективная сторона таинства. Для того, чтобы Таинство было действительным, необходимы три вещи: оно должно быть совершено законно рукоположенным священнослужителем, сопровождаться видимым знаком или употреблением определенного вещества (вода, масло и проч.) и, наконец, должна быть правильно произнесена тайносовершительная формула. Однако таинство имеет и субъективное измерение, которое называется действенностью. Под ней понимается степень воздействия полученной в таинстве благодати на человека. А это напрямую зависит от веры и внутреннего состояния последнего.
Покаяние — это не просто перечислить грехи на исповеди. Наивно думать, что человек, всю жизнь грешивший и сеявший вокруг одно только зло, может перед смертью искренне раскаяться в содеянном и внутренне измениться. Такие случаи есть, но их совсем немного. Самым известный и показательный — покаяние разбойника, распятого по правую руку от Христа. Испытывая страшные муки и глядя на безвинно страдавшего рядом Спасителя, он осознал свою греховность, принял распятие на кресте как воздаяние за совершенные преступления и смиренно попросил Христа вспомнить о нем в Царстве Божьем. В душе преступника и душегуба произошел духовный переворот, его душа обратилась к Богу, и это движение продолжилось после смерти, так что разбойник стал первым человеком, унаследовавшим рай. Его покаяние не было формальным. Он был плохим человеком, но за минуту до смерти все-таки сумел измениться. Из обычного грешника разбойник стал грешником кающимся и тем открыл себе путь к Богу. Ведь, по слову Иисуса Христа, на небесах более радости... об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). Как неоднократно говорил на этот счет протоиерей Димитрий Смирнов, в рай идут кающиеся грешники, а хорошие люди идут на доску почета.

Проблема атеиста и закоренелого грешника в том, что им Царство Божие не нужно. Один не верит в его существование, другой — не стремится в него. После смерти и тому, и другому будет там очень неуютно, они не будут знать, что делать и зачем они вообще туда попали, потому что в их жизни не было подобного опыта. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил преподобный Варсонофий Оптинский. Если же человек верил во Христа, старался вести добродетельную жизнь, регулярно приступал к исповеди и при этом искренне каялся, то так ли важно, получит он перед смертью отпущение грехов, или нет? Ведь вся его жизнь была свидетельством его веры и движением к Богу. И смерть — лишь один из этапов на этом пути.
Христос ждет всех без исключения, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Но при этом Он не принуждает никого во что бы то ни стало идти в Царство Божие. Это и невозможно, ведь оно представляет собой полную противоположность земным государствам с их аппаратом насилия и принуждения. Царство Божие скорее напоминает семью, где господствуют близкие, доверительные, полные любви отношения с Богом и людьми. Невозможно находиться в этих отношениях и одновременно отвергать возможность войти в них. Если человек не идет ко Христу, значит он идет в обратном направлении, поскольку никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Луки 16:13). Даже если наши грехи кажутся незначительными в сравнении с грехами других людей, они все равно остаются грехами и все равно заграждают нам вход в Царство, ибо верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10).
Важно помнить, что путь в Царство Божие открыт для всех — и добродетельный атеист, и нечестивый христианин могут войти в него, если только искренне захотят этого. Но этот путь лежит через вживание в личность Иисуса Христа, который Сам есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Осознав это, атеист не может не пересмотреть свои убеждения, а плохой христианин обязательно будет стремиться исправиться. И тогда Царство Небесное, которое раньше находилось для них в какой-то параллельной реальности, может стать реальностью их жизни уже здесь, на земле.
"должно быть совершено законно рукоположенным священнослужителем, сопровождаться видимым знаком или употреблением определенного вещества (вода, масло и проч.) и, наконец, должна быть правильно произнесена тайносовершительная формула"
А почему бы не постучать в бубен и не спеть "Харе-Кришна"? Или еврейское "Семь-сорок"?
Кто решил, что еврейскому богу понравится вода и масло, а не народная еврейская песня? ))
"Кто больше достоин Царства Божьего: добрый атеист или злой верующий, которому отпустили грехи перед смертью?"
При обдумывании этого вопроса возникает следующий вопрос, а зачем Царствие Божие злому? Зачем находящему наслаждение в убийстве, растлении, грабеже место, где нельзя убивать, растлевать, грабить?!
Во время первого пришествия Христа на Землю "распни Его" кричали ждущие Мессию. К смерти Христа приговорил иудейский Синедрион, то есть высшие священнослужители Израиля. Да и бесы "веруют и трепещут". Само по себе знание о божественности Христа мало, что даёт в плане спасения.
Доброму атеисту же в посмертии достаточно предстать перед Господом в славе, чтобы уверовать в Его божественность. И тогда он перестаёт быть добрым атеистом, становясь добрым верующим, добрым христианином. Доброта важнее знания для спасения!
Мир вам.
"Добрый" атеист по смерти, представ пред Господом узнает [поймёт, уразумеет] то, почему он не верил Господу и не желал исполнять доброе, т.е. то, что он не Его. Вообще же, словосочетание добрый атеист или добрый верующий некорректное, и не понимание его может человеку навредить. Ибо человек - это творение Божие, а не Бог, и источник доброго только в Боге, а не в человеке, впрочем как и источник злого в дьяволе. Поэтому человеку требуется воля [которую он имеет] и разум [ум духовный, а не плотской], чтобы быть причастным к источнику доброго, и иметь, таким образом, дела [плоды] Духа Святого. А если человек говорит, что он добр [сам по себе, своими силами], то к нему будут вопросы... Ведь даже Человек Иисус Христос, когда Его некто назвал добрым, а Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, ответил так: "Зачем ты называешь Меня добрым? Никто не добр, как только один Бог"(Лк.18:18-19).
Олег Владивосток, к чему эта казуистка?
Апостол Матфей вполне ясно и понятно выразился насчёт спасения Господом в награду за добрые дела:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» - ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 25.
Денис, всё верно, так оно и будет. Только перед тем как сесть на престоле и распределять кого по левую, а кого по правую сторону, Сын Человеческий, пришед, испытает веру людей, т.е. их внутренность: человеку ли они угождают этими делами, или Богу. И это испытание нужно будет не для Сына Человеческого, а для самих людей во свидетельство их неверия, т.е., что дела их лицемерны, и они на самом деле не Его. Поэтому поверте, многие "верующие" не только отойдут от Него, но и возжелают Его убить. Вот они то и будут по левую сторону, потому что кормили, поили, одевали.., оказывается, не Его и не братьев [по духу] Его меньших.
Олег Владивосток, «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). Об этом регулярно забывают ревнители, собирающие себе на голову горячие угли. Хотите, чтобы Суд Божий был строг? Суд Божий будет строг лично к вам. Пока, от всей души ни раскаетесь в своей ревности ни по разуму.
Послесловие:
Даже хорошие судьи на Земле толкуют сомнения в пользу обвиняемых, а у вас получается Бог за недостаточно чистые мотивы добрых дел в Ад отправляет. Хотя с расчётливыми, эгоистичными мотивами при свершении добрых дел хуже у верующих, чем у неверующих. Атеисты, если делают добрые дела. Так делают без страха перед адскими муками и/или расчёта на райскую награду.
Что-же касается заглавного вопроса, то достаточно написать следующее. Нижеприведённые слова апостола Павла из "Послания к римлянам" о язычниках относятся и к неверующим.
¹² Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — ¹³ (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ¹⁴ ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: ¹⁵ они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) ¹⁶ в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Здравствуйте. "Ты мой сотворитель и всякому благу податель"- читаем мы в молитвах. Я раб Божий, но всё же есть много вопросов. Если Господь дал всем свободу воли, но не дал равный разум, то неразумные обречены изначально на смерть ( как невесты с лампадами без масла). В чём же их вина?
Да-да, разумеется, "Господь не затаскивает никого в Свое Царство насильно": ну а то, что Он за непопадание в Его Царство наказывает вечными мучениями, безконечными и по продолжительности, и по мучительности -- так это же никакое не насилие: это нормально, в порядке вещей!..
Владислав, молитва не может ничего стоить. Если вы раскаиваетесь в тех грехах, что совершили - молитесь и просите у Бога прощения грехов, сходите на Исповедь и покайтесь в грехах.