Если Бог знает будущее человека, в чем тогда свобода выбора?

Вопрос читателя: Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Запутался. Ход моих мыслей таков. Знает ли Бог наперед весь путь человека от рождения и до смерти (земной)? Напрашивается ответ - конечно, знает! Но, с другой стороны, человеку ведь дана свобода, и он волен совершать те или иные поступки на свое усмотрение. Тогда получается, Бог наперед знает, станет ли человек Православным или же останется атеистом, допустим для примера. И тут, собственно, основной мой вопрос - если Бог заранее знает все ответы (решения) человека, то зачем Он допускает рождение огромного количества людей к их заведомо вечной гибели? Я про тех, о ком Он знает, что они не примут Православия. Может, тут допустить, что все-таки многое в руках самого человека и "шансы" есть у каждого? И Бог заранее и гарантированно не знает, куда кого выведет собственная свободная воля...
Заранее спасибо и храни Вас Господь!

Отвечает иерей Петр Гурьянов: 

иерей Петр ГурьяновДа, Бог знает, кто и как поступит, но не Он это решает. И, зная то или иное действие и мысли, Он составляет обстоятельства таким образом, чтобы привести человека к покаянию. Именно к покаянию, потому как только через него спасение.

Очень совету прочитать "Предвидение и предопределение Божие".
Святая Церковь учит о том, что Бог по Своему Естеству, то есть по Своей Сущности, или Природе, абсолютно трансцендентен миру: Он творит мир Своим Божественным действием, которое является имманентной первопричиной бытия мира. Божественное действие, энергия, благодать ни в коем случае не упраздняет тварной свободы человека в ее индивидуальном проявлении. Даровав человеку свободу, Бог воздействует на человека Своей любовью, а не принуждением. Свобода Божественной любви предполагает со стороны человека ответную любовь в свободе. Нет любви без свободы, так же, как нет и свободы без любви. Свобода личности как одно из основных проявлений в человеке образа Божьего остается неприкосновенной и неуничтожимой. Бог не нарушает Своим всемогуществом нравственной свободы человека. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:20).

Эта дверь есть личная свобода человека, источник его самобытности и нравственного состояния, его открытости или замкнутости по отношению к Богу. Создав человека, Бог дал ему в собственность этот источник, владение которым означает свободное принятие или отвержение Божией милости и любви.

Отношение Церкви к вопросу о предопределении с наибольшей ясностью и полнотой выражается в ее учении о Промысле Божием, включающем в качестве своего самого фундаментального принципа положение о нравственной свободе человека.

Промысл Божий в судьбе каждого человека — это некий диалог премудрости, благости и всемогущества Божьего с личной свободой человека. Инициатива в этом диалоге принадлежит Богу, но с неизменным соблюдением свободы человека и вообще всей разумной твари. Господь не уничтожает Своим всемогуществом силы зла, Он щадит даже падших ангелов, оставляя вместе пшеницу и плевелы до жатвы, Он попускает зло, чтобы блюсти свободу твари, и в этом заключаются долготерпение и любовь Божия к сотворенному миру. Но настоящее состояние мира не есть его неизменный и окончательный образ. Глазами эсхатологической веры Церковь видит несовершенство нашего человеческого мира, но знает и исповедует, что наступит его конечное обновление и преображение. Надежда Церкви, устремленная в будущее, проистекает из веры в Воскресение Христово, в Божественную победу Христа над смертью и мировым злом вообще. Эта надежда предвосхищает преодоление всего того, что принадлежит темной области греха и смерти и что не достигнет будущего царства преображения как в личном, биографическом, так и в мировом, общечеловеческом, плане.

Богу от вечности ведомо все, что должно быть и что должно совершиться во времени. Вечность имеет в себе все содержание времени. Во времени нет ничего, что не имело бы для себя основания в вечности. Поэтому и онтологический детерминизм при наличии нравственной свободы есть нечто совершенно иное, нежели причинное предопределение всего от вечности. В вечности Бог предопределяет лишь все возможности того, что может совершиться в мире, но эти возможности творчески реализуются нравственной свободой человека, и она, как всякое творчество, содержит в себе нечто новое. Но это «новое» ново лишь для твари, а не для Бога, оно ново лишь в действительности, а не в возможности. Эта всецело ведомая Богу возможность самоопределения человека и есть тот экзистенциальный горизонт нравственной свободы человеческой личности, который в каждом свободном действии уходит в недосягаемую беспредельность и сливается с тайной предвечного Божественного замысла о мире и человеке.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (19 голосов, средняя: 2,74 из 5)
Загрузка...
28 ноября 2015
Теги:
Поделиться:

  • Александр
    Александр 2 месяца назадОтветить

    Думаю, что здесь нужно обратиться к физике. Время существует только, как свойство материи, а для Бога времени нет, для него есть вечность! И поэтому наши действия это наш выбор.

  • валентин
    валентин 3 месяца назадОтветить

    я думаю, что все обьясняется просто. в матрице вселенной все наши выборы уже существуют как предопределенность, но какой из этих выборов мы сделаем всецело зависит от нас. так же садовник не знает заранее каким будет дерево , так же и с богом.

  • Валерий Фролов
    Валерий Фролов 5 месяцев назадОтветить

    Уйдем ТУДА-ТАМ узнаем )может быть). А ЗДЕСЬ любой ответ - это только "может быть". Одни теории или догмы которые невозвожно проверить.

  • Анатолий
    Анатолий 10 месяцев назадОтветить

    Согласен с Сердаром. Ну честное слово, чушь какая то. Бог знает но дает свободу выбора. Вы сами слышите себя что говорите? Давно понял, в библии нет ответов ни на один вопрос. Кидаясь умными терминами, считаете что ответили на вопрос.

  • Никон
    Никон 1 год назадОтветить

    Учение Оригена о пред существовании душ осуждена на вселенском соборе как ересь.

  • Сердар
    Сердар 1 год назадОтветить

    Я ничего не понимаю, что вы тут несёте, ответа на чётко поставленный вопрос я не услышал, одни отписки.
    Вопрос :
    Если фильм уже снят, а мы с Вами в нём актёры, каждый играет в фильме свою роль, как мы можем изменить что-то в этом фильме?

  • Павел
    Павел 2 года назадОтветить

    Ирина, очень интересное ваше высказывание. Я тоже над этим размышлял. Возможно так и есть. Бог определяет в какое время и в каком месте душе воплотиться. Но после воплощения память стирается. Но не все так просто. Наверное есть определенные условия для воплощения и цели, которые Бог ставит перед душой касательно времени и места воплощения. Душа вселившись в человека оживает. И душа человека взрослея начинает вспоминать цели своего воплощения в этом мире. Задача реализовать цели поставленные перед ним Богом.

  • Ирина
    Ирина 2 года назадОтветить

    Тут скорее,не сам человек имеет свободу выбора,а его душа перед воплощением.Она заранее составляет план своего воплощения,ей помогают высшие силы,т.е. это её свободный выбор,а потом при рождении,память об этом плане стирается и выходит,чточчеловек просто проходит путь,который выбрала его душа.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Если вы хотите, чтобы ответ пришел вам на почту,
укажите ее в соответствующем поле

Загрузить ещё