«Антресоль» — очень своеобразный сборник творчества детей с серьезными заболеваниями, детей-сирот, придуманный и подготовленный группой неравнодушных людей. Среди них — автор идеи, актер и режиссер Виталий Салтыков, известные артисты Инга Оболдина, Мария Шукшина, Геннадий Хазанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Андрей Носков, Алена Бабенко, режиссер Андрей Могучий, лидер рок-группы «Сплин» Александр Васильев. На прошлой неделе в Московском Доме актера прошел концерт в честь выхода книги.

С одним из наиболее активных участников проекта, актрисой Ингой Оболдиной, мы поговорили об «Антресоли» подробней.

Дети на «Антресоли»

Не понарошку

Инга, как возникла идея «Антресоли»?

Это идея и мечта актера Виталия Салтыкова, к которой я с удовольствием подключилась. Виталий просто с детства мечтал писать. Представляете, он человек в полном здравии, очень общительный, и то не мог найти возможности этим профессионально заняться! А однажды прочел рассказ одного ребенка и понял, что таким людям нужно помочь.

Очень интересным образом пришел первый большой взнос, который дал возможность сформировать книжку. В семье Кирилла и Милены Якубовских родилась девочка Ева. И ее папа решил: не нужны никакие подарки, вместо этого пусть все друзья и родственники помогут выйти книжке «Антресоль» для других детей.

Авторы — кто они, откуда?

Мы их находили через знакомых и через объявление в интернете. Это разные дети, разного возраста — от 5 до 18-20 лет, со сложными судьбами: дети-инвалиды, сироты, из неблагополучных семей, но очень творческие. Самобытные настолько, что иногда просто диву даешься! В альманах вошли не все, а самые лучшие работы. Чтобы не получилось такого сиротливого отношения к проекту, книга сделана по-настоящему качественно — и по формату и по материалу — так, что ее приятно даже просто держать в руках. Она чем-то напоминает перекидной календарь: к рассказам можно подставлять такие картинки, которые тебе нравятся — внизу текст, сверху рисунок. Так что дети могут еще фантазировать в процессе чтения.

А рассказы, картинки, стихи, которые в книжку не вошли, не останутся без внимания, их можно увидеть на сайте.

Вам лично близка эта тема? Вы ведь работали в детском интернате.

Да, я вела там театральную студию. Это очень кропотливая работа, но отдача невероятная! И хотя наши начинания поддерживали, но я заметила, что творческие дети — это, скорее, сложность для воспитателей и педагогов. Аномалия...

А «Антресоль» — это способ сказать детям, что следует творить, следует делать то, чего душа просит. Ты можешь пробиться в этом мире, все возможно, если ты хочешь чего-то достичь. Главное, не надо унывать: «Да ну, я в интернате живу, да кто меня возьмет, да где меня услышат, да кто меня напечатает?» или: «Я сижу в инвалидной коляске, да кому я нужен со своими сказками и рассказами?» Все это неправда. Особенно если ты сам на себе не поставил крест. На самом деле, если что-то сделано талантливо, интересно, с душой — это будет востребовано! Я сама с детства писала всякие рассказы в тетрадках и в качестве иллюстраций вырезала какие-то картинки из журналов. Если бы у меня тогда была хоть какая-то надежда, что из этого что-то напечатают, я бы написала три тетрадки!

Когда маленький автор знает, что все не понарошку, что книжка настоящая, «взрослая», мне кажется, в нем зажигается искра.

Дети на «Антресоли»
Детский рисунок из "Антресоли"

Жизнь непредсказуема

А что главное Вы вынесли из работы в интернате?

Прежде всего, потрясение, насколько непредсказуема жизнь. Мы не знаем, что может произойти с нами через день, через неделю. Это потрясение испытываешь, узнавая, как дети попадают в интернат.

Как, например?

У моей крестницы из интерната, Олеси, очень странная история. Она из благополучной, обеспеченной семьи: у ее родителей было две машины, две квартиры, было все. Но это благополучие, видимо, сыграло с ними злую шутку: они начали попивать, могли позволить себе не работать. Когда деньги стали заканчиваться — продали машину, потом еще что-то продали. И жизнь семьи очень быстро превратилась в ад. Очень быстро! Бабушка пыталась их вытащить, но все равно каждый раз снова скатывалось на круги своя. В результате трое их детей оказались в разных детдомах. Это очень тяжело...

Олеся мне показывала старую фотографию родителей: ты видишь счастливую пару, на фоне автомобиля «Волга» — по тем временам это была большая роскошь — ее мама стоит с огромным букетом цветов и держит на руках первенца. Ничто не предвещает такого конца…

Или вот другой пример. В интернат привели мальчика лет 7-8, скрипача. Его привели в белой рубашке с бабочкой. Случилась автокатастрофа, погибли его родители, а бабушка совсем пожилая, не работает, ей тяжело его воспитывать. И все — в одночасье он стал сиротой! И, конечно, тяжело смотреть, как этот утонченный, «рафинированный» мальчик вдруг попадает в среду оголтелой детворы, и как он постепенно понимает: чтобы быть здесь лучшим, надо быть худшим — хулиганить, не учить уроки, дерзко отвечать учителю. Преображение происходит на глазах, его нельзя остановить!..

Диву даешься, как быстро жизнь может измениться!.. Это одна из причин, по которой мы не имеем права проходить мимо детей-сирот и вообще мимо людей, которые оказались в каком-то бедственном положении.

При этом — остерегаться жалостливого отношения?...

Конечно! Я всегда воспринимала детей в интернате абсолютно равными себе. Никогда не было жаления: «Ой, бедняжки, сиротки». Это абсолютно живые, здоровые дети. Ну, случилось так, что они остались одни. Ведь жизнь продолжается — смотри, сколько всего интересного вокруг!

В период работы над «Антресолью» я убедилась в том, что инвалидами чаще можно назвать тех, у кого руки-ноги целы, но вот душевно и духовно... А здесь — люди творческие, «горящие»! Просто важно задать какой-то правильный тон в жизни...

Есть ли какая-то связь между тем, о чем ребенок пишет, и его жизненными трудностями?

Да, безусловно. Я для себя отметила: у детей, которые преодолевают особенные трудности, больше духовной лирики, стихов, рассказов, связанных с Богом. Причем это не специально, не нарочито — они над этим всерьез размышляют. Эти маленькие дети очень хорошо понимают: их судьба в Чьих-то руках, и если так с ними случилось, значит, так должно быть и это зачем-то нужно. И самое главное, что у этих детей совсем не мрачные рассказы и стихи. Это меня поразило и восхитило! Они ежесекундно ищут радости в жизни, и не озлобились, что, конечно же, очень важно.

Творчество приближает человека к Творцу, то есть к Богу. Мне кажется, те дети, которые творчеством занимаются, имеют больше шансов преодолеть свою жизненную трагедию.

Дети на «Антресоли»
Не все авторы смогли приехать на концерт-презентацию альманаха в Москве — кому-то из них просто тяжело выйти из дома, с кем-то не получилось выйти на контакт: за годы подготовки книги связь с некоторыми подопечными детдомов потерялась. Но концерт состоялся, на сцену поднялись десять мальчишек и девчонок, авторов «Антресоли». Впереди — такой же концерт-презентация в Санкт-Петербурге.

Сайт альманаха «Антресоль»: http://www.antresol.com

Фото Владимира Ештокина.

0
0
Сохранить
Поделиться: