Эти слова преподобного Силуана звучат как духовный парадокс: как можно находиться в аду — и не отчаиваться. Но именно в таком духовном состоянии, по личному опыту святого старца, и открывается путь к подлинному смирению и встрече со Христом.

редактор направления «Вера»
Откровение в келье
Преподобный Силуан (в миру Семен Антонов) пришел на Афон в 1892 году. Он твердо решил оставить мир и принять монашеский постриг. На Святой Горе Силуан целиком ушел в иноческую жизнь, выполнял все послушания и много молился. Его стали хвалить и даже ставить примером для остальных. Не удивительно, что неопытный послушник возгордился и вскоре чуть не стал жертвой духовной прелести. Ему стали являться бесы, которые то говорили, что он святой, то внушали, что ему никогда не спастись.
От этих явлений Силуан приходил в большое смятение, молитва не шла у него, его мучили помыслы — было от чего отчаяться. И однажды, в один из таких моментов, ему явился Сам Христос. Вот как описывает это явление биограф старца, преподобный Софроний (Сахаров):

Икона 20 века. Успенский Л. А. icons.pstgu.ru
«В одно из таких мучительных ночных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит пред собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона себе: келлия полна бесов. Отец Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву:
“Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?” И был ему ответ в душе:
“Гордые всегда так страдают от бесов”.
“Господи, — говорит Силуан, — научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа”. И снова в сердце ответ от Бога:
“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”».
Что значит «держи ум во аде»?
Комментируя этот эпизод, преподобный Софроний пишет: «В этой молитве-беседе старца Силуана внешне как будто немного смысла, а некоторым она может показаться просто нелепым бредом. Но если бы нам открылось ее действительное содержание и сила данного в ней Силуану откровения, то, с уверенностью можно сказать, все наше существо было бы потрясено до последней глубины».
Смысл фразы не в том, чтобы постоянно воспроизводить в своем воображении адские муки, особенно в их лубочном варианте: с раскаленными сковородами, щипцами и прочей пыточной атрибутикой. Она имеет очень индивидуальный характер и, как отмечено выше, может быть понята только изнутри духовного опыта старца Силуана. Что же это за опыт?
Дело в том, что старцу Силуану, как и некоторым другим святым, было дано пережить состояние реальных адских мучений, память о которых сохранялась у него всю жизнь. Именно этот страшный духовный опыт преподобный Силуан воспроизводил в себе каждый раз, когда в его душе поднимала голову та или иная страсть. И последней, самой тонкой, коварной и опасной страстью, с которой боролся подвижник, была гордыня. «Последняя борьба есть, несомненно, самая трудная, — пишет об этом преподобный Софроний. — Познав в долгом опыте своем, что гордость приводит к потере благодати, подвижник особым внутренним движением сходит душою во ад и адским огнем выжигает в себе действие всякой страсти».
Почему же «не отчаивайся»?
По мысли самого старца Силуана, многие подвижники, приближаясь к этому духовному переживанию адских мучений, испытывают отчаяние и боятся идти дальше. Поэтому, чтобы не впадать в отчаяние, он советовал помнить в этот момент о любви Бога к человеку. «Тот, кто знает, что “Господь много нас любит”, избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится», — говорил преподобный.
Ад без надежды — это тупик, пропасть. Говоря о Божьей любви, старец Силуан напоминал, что в самую темную точку человеческой души способен войти Свет: если Христос сошел в ад, чтобы вывести оттуда души праведников, значит, и в моем внутреннем «аде» Он может явить Свою милость.
«Не отчаивайся» — это вера, что глубина адских мук не глубже милосердия Божия. В этом и заключается парадокс фразы: чем сильнее я погружаюсь в адскую пропасть, тем ближе становлюсь к Тому, Кто может ее заполнить Своей благодатью. Так достигается смирение, которое, по выражению святых отцов, является вершиной всех добродетелей.
Как это применить в жизни?
Получается, фраза «Держи ум во аде и не отчаивайся» для подвижников вроде Силуана и к нам не относится? Не совсем. Да, мы не имеем того духовного опыта (может быть, и слава Богу, что не имеем), который был у преподобного. Но это не мешает нам попробовать извлечь из нее пользу и для себя.
Для нас «держать ум во аде и не отчаиваться» значит помнить о своих слабостях, не возноситься, когда все получается, и не впадать в самобичевание и уныние, когда ничего не выходит. Другими словами, честно смотреть на себя и при этом держаться за Христа.
Когда все идет не так, когда меня изнутри разрывают обида и гнев, гнетет тревога и накатывает печаль — именно в эти моменты важно не прятать голову в песок, а признать: «Да, я сейчас в аду собственных страстей». И сразу добавить: «Но я не один». И может быть, именно там, в своем маленьком «аду», мы вдруг почувствуем тихое утешение: да, я слаб, но Господь силен; я упал, но Он может меня поднять, отряхнуть и вновь поставить на тот путь, который ведет к Нему.
