Домашку никто не любит. Дети ее презирают, взрослые — боятся, анекдоты высмеивают ее. Но ее задают, ее надо выполнять, и у родителей возникают вопросы: делать ли домашку вместе с ребенком, как из-за нее не испортить отношения в семье, действительно ли домашка превыше всего? А можно ли подружиться с домашними заданиями? Рассказывает Ксения Волкова, психолог школы в деревне Галибиха Нижегородской области.
Зачем нужна домашка
В вопросах домашней работы, как и вообще в образовательном процессе, есть три стороны: учитель, ребенок, родитель. Учитель задает и проверяет задание. Ученик — выполняет. А родители несут ответственность за то, чем ребенок занимается дома. И, зачастую, чрезмерное чувство ответственности родителей приводит к тому, что они чуть ли не делают все сами.
Часто родителям кажется, будто домашняя работа во что бы то ни стало должна быть выполнена идеально. Сколько раз я проверяла детские тетради, переписанные по три, по четыре раза — дети постоянно ошибаются и исправляют, исправляют до бесконечности. Самые печальные случаи — это когда видишь, что из тетради вырваны страницы. Некоторые родители звонили мне с извинениями: «Извините, пожалуйста, у Маши сегодня новая тетрадь по русскому. Мы вчера пока делали домашку, все листы пришлось вырвать».
За таким подходом теряется основная функция домашнего задания. Ведь изначально оно было придумано для того, чтобы ученик мог поработать с материалом самостоятельно, закрепить пройденное на уроке. Учитель, проверяя домашнюю работу, должен сделать вывод о том, что ученики усвоили, а над чем стоит еще поработать. А когда ребенок выполняет задание под диктовку родителя, ошибки увидеть невозможно.
В начальном, среднем и старшем звене домашнее задание выполняют по-разному. По-разному относятся к заданиям, полученным от учителя и от репетитора. Имеет свою специфику и семейная форма обучения. Давайте поговорим обо всем по порядку.
Домашка в разных классах и в разных форматах
Началка
В начальной школе однозначно нужно сразу приучать ребенка работать самостоятельно. Часто в первом классе учителя не спешат нагружать ребят и оставляют проблему домашних заданий на второе полугодие. Согласно ФГОС, программа первого класса составлена таким образом, чтобы весь материл ребенок осваивал на уроке. Но как только «домашка» наконец поселяется в дневниках, задача родителей — донести до ребенка смысл этой работы и научить правильно ее выполнять. Есть несколько ключевых правил, которых следует придерживаться:
- Не нужно делать задание сразу после прихода из школы.
- Не нужно делать домашнее задание до ночи. Режим дня не должен страдать из-за невыученного стихотворения.
- В первую очередь должны выполняться те задания, которые заданы на ближайший учебный день.
- Задание на понедельник стоит выполнить в субботу. Каждый человек имеет право на абсолютный выходной, даже если этот человек еще не ходит на работу, а всего лишь учится в школе.
- Ребенок должен выполнять задание сам. Но поддержка со стороны родителя обязательна. Родитель может, например, подсказать, где найти ту или иную информацию, помочь с правильным оформлением и так далее. Тогда те задания, которые изначально подразумевают работу с родителями (чаще всего это проектная работа), не будут вызывать такого отторжения, а наоборот, родителям и детям будет интересно провести время вместе за интересным исследованием. Чаще всего в младших классах особенно важно помочь с оформлением, поскольку за недочеты в оформлении во многих школах принято снижать оценку.
Средняя школа
К концу четвертого класса ребенок должен уметь выполнять домашнее задание полностью самостоятельно. Однако в пятом классе наступает период адаптации к новым условиям обучения. В течение первой четверти помощь родителей снова становится востребована. Опять же, речь не о содержательной стороной домашней работы, имеется в виду лишь организационный момент. Жизнь ребенка меняется, появляется много новых учителей и новых предметов; школьнику нужна помощь, чтобы во всем разобраться.
Школьник должен знать, что он всегда может обратиться за помощью к взрослым. Но, что не менее важно, при выполнении домашнего задания он должен уметь сформулировать то, что ему непонятно, записать вопрос, чтобы потом задать его учителю. Порой родители, не зная ответ на вопрос, обращаются с Интернету, находят неправильную или слишком сложную информацию, что только запутывает ребенка. Хотя можно было просто задать вопрос учителю.
Семейное обучение
Домашнее задание на семейном обучении кардинально ничем не отличается от обычного домашнего задания. Функция у него точно такая же. Правда, в этом случае уже не учителя, а родители должны видеть, какой материал ребенок усвоил, а какой нужно повторить. Здесь нет третьей стороны в лице учителя и, соответственно, меньше официальной отчетности, выполнение домашнего задания происходит гораздо спокойнее.
Домашняя работа при семейной форме обучения — это полностью ответственность ученика. Но проблема в том, что ребенок должен очень хорошо уметь распределять свое время, чтобы сделать все вовремя и не тратить на учебу двадцать четыре часа в сутки.
Репетитор
Что касается домашнего задания от репетитора, то здесь у каждого свой подход, зависящий, кроме всего прочего, от цели занятий. Если задача репетитора — «удержать на плаву» школьника во время длинных каникул, то домашнее задание вообще необязательно. Но в большинстве случаев оно все-таки выдается.
И это задание ребенок должен выполнять уже абсолютно самостоятельно. Репетитор не ставит оценки. Если родители будут диктовать ребенку все ответы на домашнюю работу, списывать с ГДЗ и так далее, то смысла в занятиях с репетитором не будет. В школе списывание можно объяснить стремлением получить положительную оценку. Но в случае с репетитором списывание приводит к пустой трате времени и опустошению родительских кошельков.
Грядущие экзамены
Если задание задано в рамках подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или олимпиаде, то здесь уже нет места сомнениям: абсолютная самостоятельность обязательна. Если учитель выдал на дом пробные варианты экзаменов или какие-то отдельные задания на проработку отдельных тем, значит, ученик должен постараться решить их самостоятельно. Если не получается — обратиться с вопросом к тому, кто это задание задал.
Когда все-таки надо сесть за домашку вместе с ребенком
Однако бывают случаи, когда все-таки стоит сесть вместе с ребенком и помочь разобраться с домашним заданием по существу, а не только в организационном плане. Здесь, конечно, нет универсальной инструкции и какого-то «чек-листа симптомов», по которому можно точно определить, что пора разделить со школьником это бремя. У каждого ребенка все очень индивидуально.
Но есть несколько типовых случаев, когда это необходимо (при условии, что со стороны ребенка есть запрос):
- ребенок болел и пропустил много уроков;
- по какой-то причине задано изучить тему самостоятельно, а у ребенка еще нет опыта самостоятельной работы с учебником;
- в том случае, когда у ребенка хронические сложности с определенным предметом (ну не математик он, допустим);
- ребенок чего-то не понимает, а спросить у учителя нет возможности (ни для кого не секрет, что учителя бывают разные и не к каждому можно просто так подойти и задать вопрос).
В таких случаях помогать ребенку надо, потому что иначе у него может возникнуть психологическая травма (не сделанная домашка представляется многим младшеклассникам катастрофой, для них все это предельно серьезно), и задача родителя — проявить понимание, поддержать.
Страх ошибки
Ко мне на индивидуальные занятия часто приходят школьники, одна из главных проблем которых — страх ошибки. Они так боятся ошибиться, что если не уверены в своих знаниях, то даже не пытаются ответить на вопрос, а просто молчат. Как правило, это те школьники, с которыми родители делают домашнюю работу до шестого класса, лишая их возможности научиться спокойно относиться к собственным ошибкам. В определенный момент для этих детей становится «откровением» тот факт, что все люди ошибаются, что даже я, человек с высшим образованием, допускаю ошибки.
Ответственность взрослых вовсе не в том, чтобы исключать любые ошибки из жизни ребенка, взваливая весь этот груз на свои плечи. Это ложная жертвенность. Однажды ребенок вырастет и столкнется с трудностями и ошибками уже не в школьной тетради, а во взрослой жизни, когда нужно будет самостоятельно строить отношения с другими людьми, принимать жизненно важные решения и нести ответственность за своих собственных детей.
А до тех пор, пока у нас есть такая возможность, мы, взрослые, должны и в школе, и дома создавать безопасную среду, в которой ребенок может допускать и исправлять ошибки и учиться справляться с их последствиями.