Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви выступил за продолжение и развитие изучения школьниками основ традиционных для России религий в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» ОРКСЭ и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ОДНКНР.
Отвечая на поступающие многочисленные вопросы относительно перспектив развития преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, и в частности, основ православной культуры, Синодальный отдел заявил, что «выступает за сохранение и развитие изучения религиозных культур в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР по выбору родителей (законных представителей) школьников и с участием соответствующих российских традиционных религиозных организаций».
В Церкви напомнили, что данной теме были посвящены два официальных заявления Синодального отдела религиозного образования и катехизации – о необходимости привлечения религиозных организаций к разработке федеральных государственных образовательных стандартов в части изучения религиозных культур и о проектах стандартов, исключающих преподавание религиозных культур в 4-м классе и не предусматривающих преподавание религиозных культур в 5-9-х классах.
При этом в Синодальном отделе указали, что еще в 2012 году патриарх Кирилл обращал внимание на то, что «в школе иногда… изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом… В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья».
А в 2015 году в докладе на открытии XXIII Рождественских чтений Первосвятитель отмечал, что предусмотренное концепцией 2012 года расширение преподавания курса ОРКСЭ на 2-10-й классы, «с окончанием эксперимента по внедрению ОРКСЭ, всеми признанного успешным, расширение курса было как будто "заморожено"».
– Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области, не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников, – сказал тогда Предстоятель Церкви.
Необходимость перехода к адекватному преподаванию основ религий также ранее отмечалась в резолюциях мероприятий, одобренных Комитетом по образованию и науке Госдумы России, заявлении Всемирного русского народного собора, Межрелигиозного совета России, Российской академии образования, других организаций, общественных объединений и открытых обращениях общественности.
Авторы нынешнего комментария отметили, что озвученная сейчас позиция Синодального отдела о продолжении и развитии изучения в школах религиозных культур «является основой для деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, других церковных организаций».
Напомним, что ранее Синодальный отдел религиозного образования и катехизации призвал ответственные госструктуры не утверждать проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), по которому из школьного курса ОРКСЭ убираются сразу 4 модуля, в т.ч. «Основы православной культуры» (ОПК).
Читайте также:
О преподавании основ православной культуры в школе подробнее читайте здесь.
Фото с сайта sobor-spb.org