— В июле вы в церкви среди верующих говорили, что советская власть душит священнослужителей и за каждое оплошное слово дает им по пять лет, — сказал следователь прото­иерею Александру на допросе. — Этим вы пытались у верующих вызвать жалость к священникам и ненависть к советской власти. Тогда же и там же вы говорили, что у духовенства нет возможности участвовать в выборной кампании. <...> Этими разговорами вы пытались дезорганизовать выборную кампанию среди верующих. Расскажите следствию, для какой цели вы занимались контрреволюционными разговорами.

— Подобных разговоров по окончании службы в церкви я никогда не вел.

— Когда вы читали проповеди в церкви, вы в этих проповедях протаскивали контрреволюционные монархические идеи. В частности, в праздник Воздвижения восхваляли благочестие царей Константина, Давида и цариц, ставя своей целью дать понять верующим о благочестивых царях, хорошо относившихся к народу.

Cвященномученик Александр Вершинский 6.03.1873–8.12.1937
Священник Александр Вершинский с супругой Еликонидой и дочерью

— Действительно, на праздник Воздвижения я говорил проповедь о значении этого праздника. В проповеди я говорил о царице Елене, так как она связана с праздником, но о царях Давиде и Константине с восхвалением их благочестия я не говорил.

«Показаний», зафиксированных следствием на том допросе, тройке УНКВД хватит, чтобы приговорить отца Александра к смертной казни...

* * *

Священномученик Александр родился 6 мар­та 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского, большого почитателя протоиерея Иоанна Кронштадтского. 22 февраля 1906 года, когда протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить вместе с праведником.

Cвященномученик Александр Вершинский 6.03.1873–8.12.1937
протоиерей Александр Вершинский.
Таганская тюрьма. 1937

В 1897 году Александр окончил Тверскую духовную семинарию и 11 июля был назначен псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Обвенчавшись вскоре с девицей Еликонидой, дочерью священника Ильинской церкви города Торжка Михаила Никольского, он 30 января 1900 года был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору. 6 февраля того же года архиепископ Тверской Димитрий (Самбикин) рукоположил его во священника к Архангельско-Михайловской церкви в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр преподавал Закон Божий в Яковлевской земской школе в том же уезде.

3 декабря 1901 года умер тесть отца Александра, священник Михаил Никольский, и 10 декабря он был переведен в Торжок на его место в Ильинскую церковь. После смерти тестя на молодого священника легли заботы о семье почившего, при том что некоторые дети того были еще очень малы. С 1902 по 1917 год отец Александр преподавал Закон Божий в училище ведомства Министерства народного просвещения. В 1920 году он был награжден наперсным крестом, в 1922-м — возведен в сан протоиерея. В 1923 году отец Александр был избран духовенством и верующими благочинным 1-го округа Тверского уезда и утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году протоиерей Александр был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке, в 1924-м — награжден палицей, в 1925-м — золотым наперсным крестом с украшениями.

После того как власти в 1927 году закрыли Ильинскую церковь, архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) благословил ильинскую общину перейти в Спасо-Преображенский собор Торжка, назначив отца Александра настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 году и был переведен в Николо-Пустынскую церковь.

Cвященномученик Александр Вершинский 6.03.1873–8.12.1937
Поселок Ивантеевка. Смоленская церковь, начало XX века

В марте 1937 года власти инициировали захват этой церкви обновленцами, и из-за почти полного отсутствия в Тверской епархии действующих православных храмов отец Александр переехал в Московскую область и был назначен служить в Смоленский храм, находившийся в поселке Ивантеевка Пушкинского района.

24 октября 1937 года сотрудник администрации ивантеевской школы отправил донос секретарю школьного партийного комитета, бывшему одновременно секретарем поселкового совета. Вызвав к себе диакона Александра Якиманского, дети которого учились в этой школе, и расспросив его, он написал: «Гражданин Александр Павлович Якиманский (диакон церкви в поселке Ивантеевка) передает следующее: священник церкви в поселке Ивантеевка Александр Андреевич Вершинский говорит проповеди по праздничным дням. Эти проповеди носят монархический характер. Он неоднократно был предупреждаем гражданином Якиманским и священником Успенским, чтобы не говорил проповеди, но Вершинский не обращает внимания на предупреждения и продолжает говорить проповеди».

10 ноября диакон Александр был вызван на допрос в НКВД, где, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Я знаю, что Вершинский пользуется большим авторитетом... Поначалу, когда Вершинский только приехал в Ивантеевку, он в церкви говорил проповеди чисто религиозные. Впоследствии он стал в своих проповедях восхвалять бывший царский род и отдельных царей. Во все бывшие религиозные праздники, имевшие свое значение в Церкви в дореволюционное время, Вершинский устраивает торжественное богослужение, и в некоторые такие праздники он говорит проповеди, в которые протаскивает свои монархические идеи; так, в частности, в один из праздников весной 1937 года восхвалял отдельных царей, как то: царя Давида и других».

21 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

25 ноября диакон Александр Якиманский снова был вызван на допрос. Отвечая на вопросы следователя, он показал: «Вдохновителем антисоветских настроений и недовольств является Вершинский. <...> Вершинский в своих проповедях высказывал чисто монархические взгляды; так, например, на праздники Воздвижение и Рождество Богородицы он восхвалял древних царей: Давида, Константина и других. В частных разговорах Вершинский говорил: “В настоящее время жизнь тяжела и жить невозможно, виновата в этом советская власть”».

«...Он говорит проповеди, в которые протаскивает свои монархические идеи; так, в частности, в один из праздников весной 1937 года восхвалял отдельных царей, как то: царя Давида и других».

Из показаний диакона Александра Якиманского

Был также допрошен и еще один сослужитель протоиерея Александра, священник Смоленского храма Николай Успенский, который показал: «В марте 1937 года Вершинский рассказывал о своей работе в Торжке и говорил, что он устраивал там крестный ход, который комсомольцы хотели сорвать, но он был хорошо знаком с членами партии и они заранее его информировали, что дало ему возможность предупредить верующих и дать надлежащий отпор комсомольцам. В марте 1937 года после окончания службы в церкви Вершинский о применяемых к духовенству репрессиях говорил: “Духовенство за слово сказанное страдает пятилетней ссылкой или еще чем-нибудь”. После этого разговора он стал высказывать свои контрреволюционные взгляды по вопросу о выборах в Верховный Совет».

— Следствие располагает фактами, что в поселке Ивантеевка существовала контрреволюционная группа церковников, вдохновителем которой являлись вы, — заявил следователь протоиерею Александру. — Следствие предлагает вам подробно рассказать, для какой цели вы проводили контрреволюционную работу и назвать лиц, которые входили в вашу группу.

— В поселке Ивантеевка среди церковников никакой контрреволюционной группы не было, из числа названных лиц никто контрреволюционной агитацией не занимался и своих недовольств советской властью не высказывал, — ответил отец Александр.

— С какого времени и на какой основе у вас сложились контрреволюционные взгляды?

— У меня контрреволюционных взглядов не было.

— Следствие предъявляет вам следующий факт вашей контрреволюционной деятельности. Вы рассказывали, что для увеличения числа верующих пошли на обман органов власти и добились открытия в городе Торжке мощей княгини Иулиании. Тогда же и там же распространяли провокационные слухи с целью компрометации компартии, уверяя присутствующих, что якобы многие коммунисты были с вами в сделке и предупреждали вас о предстоящих демонстрациях комсомола против крестных ходов.

— Может быть, я и говорил о перенесении мощей из подвала в храм, и такое перенесение мощей с разрешения церковной и гражданской власти было. В отношении комсомольцев и коммунистов я ничего не говорил.

Продолжая спрашивать священника, следователь приводил всё новые и новые «факты» о его якобы контрреволюционной деятельности, но на все вопросы отец Александр каждый раз отвечал одинаково: «Нет, не признаю себя в этом виновным».

Cвященномученик Александр Вершинский 6.03.1873–8.12.1937
выписка из протокола о расстреле
священномученика Александра

1 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Александра Вершинского к расстрелу. Он был расстрелян через несколько дней, 8 декабря, и погребен в безвестной общей могиле на одном из специально предназначенных для этого полигонов под Москвой.

0
3
Сохранить
Поделиться: