Протоиерей Андрей. Лоргус Книга о счастье. М.: Никея, 2014. — 144 с.
На эту книгу даже смотреть радостно. А уж читать действительно счастливо. Известный православный психолог, священник Андрей Лоргус в предисловии признается, что не собирался писать о счастье, поскольку книг на эту тему множество. Но в большинстве переводных книг экзальтация соседствует с жестким практицизмом: бери от жизни все — и будешь счастлив... А ведь хочется обсудить с умным человеком именно христианское понимание счастья. Которое, кстати, близко и понятно не только христианину, а любому здравомыслящему человеку. «Эта книжка — свидетельство о бытии, которое может быть для меня и для вас счастливым, несмотря на все горе мира», — пишет Андрей Лоргус. Счастье нельзя купить или достичь специальными упражнениями — никаких «рецептов счастья» в этой книге нет. «Но если вы надеетесь на предстоящую вечную жизнь, на любовь и радость, то мы с вами поймем друг друга».
Автор допускает, что не все разделят его убеждения. Например, такое: полностью счастливым можно быть только в законном браке…
Закрывая книгу, понимаешь, что счастье — это жизнь, самый бесценный дар Бога человеку, и то, как мы эту жизнь проживаем, с каким настроем.
Наталья Богатырёва
Протодиакон Николай Толстиков. Лазарева суббота. Рассказы и повести. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 384 с. — (Духовный путь).
Человек, служащий в храме, многое видит и слышит. Он свидетель таких жизненных коллизий, перед которыми меркнет любой сериал. Такую книгу мог написать только очень наблюдательный и искренне сочувствующий людям человек. Вроде ничего особенного: история очередного горемыки, спившегося, опустившегося, но не утратившего в душе искру Божию. Сколько таких историй мы узнаем ежедневно. Но каждый раз такая история волнует до слез.
Герои рассказов и повестей Николая Толстикова — в большинстве люди с переломанными судьбами: бомжи, пьяницы, проститутки, уголовники. Но почему-то читать о них не противно. Может, потому что автор, много повидавший в северной глубинке их, попавших в жернова девяностых, всех жалеет. Да ведь и Христос ел и пил с мытарями, грешниками и блудницами. Потому как «не здоровые имеют нужду во враче, но больные»…
От книги остается ощущение грусти, тепла и надежды. Потому что каждому герою-бедолаге в ней даровано последнее прибежище, которое не отнимешь, — родительский дом, хоть запустелый и позабытый, с бумажной иконкой на бедной стене…
Наталья Богатырёва
Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. ХХ век. Авт. - сост. протоиерей Александр Чесноков, Зиновий Чесноков. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 288 с.: ил. — (Подвижники благочестия ХХ века).
Глинская пустынь, находящаяся недалеко от легендарного Путивля, наравне с Киево-Печерской лаврой, Оптиной пустынью и Троице-Сергиевой лаврой была центром старчества, притягивающей огромное число паломников. Это, как пишут авторы книги, южная ветвь русского старчества, ведущего свое начало от святого старца Паисия. Схиархимандриты Серафим (Амелин), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш), схимитрополит Серафим (Мажуга) — все они «сохранили живое тепло нездешнего мира», которым щедро делились с людьми.
Драматическая история Глинской пустыни, которая неоднократно подвергалась закрытию и разгрому, но вновь восставала из руин, не может оставить равнодушным читателя. Так же, как «назидательные истории из жизни глинских старцев», полные чудес и глубокого духовного смысла, и их удивительные судьбы. А наставления старцев Глинской пустыни, призывавших к терпению, молитве, умению во всех скорбях и искушениях видеть Промысл Божий, обращены словно к каждому из нас, унывающему и изнемогающему под бременем страстей.
Наталья Богатырёва
Юлия Иванова. Шоколадно-аппетитная история. Художник Наталия Кондратова
М.: Издательский дом «Фома», 2013. — 24 с. (Настя и Никита).
Еще одна познавательная книжка в серии «Настя и Никита». На этот раз читателю откроется история любимого лакомства детей и взрослых. Вы узнаете «всё о шоколаде»: каким он бывает по цвету, по вкусу и по форме, из чего и как изготовляется, какими полезными свойствами обладает, как его правильно хранить.
И, может быть, впервые прочитаете о том, что существует Всемирный день шоколада, который с 1995 года отмечается 11 июля. А в российском городе Покрове несколько лет назад установлен первый в мире памятник шоколаду.
Но главное в книге все-таки именно история шоколада — рассказ о том, как на протяжении веков люди открывали для себя рецепты приготовления из семян дерева какао сначала горького и острого напитка, который был дороже золота, а потом догадались добавлять в него сахар, научились делать твердый шоколад.
Ольга Гурболикова
Антоний, митрополит Сурожский. Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующим.
М.: Никея, 2014. — 178 с.
«И в вас, и во мне есть что-то, что нам очень дорого, — и нам радостно друг с другом поделиться. Если бы верующие и неверующие могли так думать, не было бы тоталитарного государства, тоталитарной Церкви» — в этих словах главный посыл и главное достоинство этой книги. Перед нами две беседы митрополита Сурожского Антония (Блума): с атеистом и с агностиком, которые в 1970-е годы прозвучали на британском радио.
Каждый хоть раз в жизни испытывал на себе правду слов «в споре не рождается истина». Книга бесед владыки Антония не то чтобы опровергает эту истину, но задает принципиально иной тон, воссоздает давно потерянную интонацию.
Замечательно то, что вопрошающий и отвечающий меняются местами. Таким образом, и перед христианами эта книга ставит вопросы: почему вы не исполнили своего призвания? Почему вы жестоки и нетерпимы? Зачем вы жалеете атеистов оскорбительной жалостью? Вскрываются и язвы людей в Церкви: например, нетерпимость и агрессивность, происходящие от слабости и неуверенности в своих убеждениях.
Обнаруживаются и очевидные «ляпы» во взглядах на христианство неверующих людей. Можно сказать, что в первых беседах — с журналистом и агностиком Анатолием Максимовичем Гольдбергом — речь идет о более карикатурном, поверхностном представлении о христианстве и о вере вообще. Второй собеседник — Марганита Ласки, писательница и радиоведущая — более подкованный и тонкий. Это видно по первым же ее вопросам: «Не от темперамента ли человека зависит, предпочитает ли он уверенность в невидимом или воздерживается от суждений о невидимом?»
В свою очередь митрополит спрашивает собеседницу о том, как родилось ее неверие, в чем она видит смысл жизни и почему не идет до конца в его поисках. И А. М. Гольдберга просит пояснить, в какого именно Бога он не может поверить. Замечательна эта честность, вместо гораздо более привычного сегодня лукавого замалчивания неудобных тем и сглаживания углов. Мотивы своей веры или своего неверия открыто и просто раскрываются обоими собеседниками. Ошибки и сомнения — признаются. «Я рискую впасть в обычное искушение атеиста — самонадеянность», — говорит М. Ласки. «Одна из причин, почему мы не исполнили своего призвания: у верующих есть злостная тенденция уходить от трудностей жизни в благочестие», — в свою очередь признает владыка Антоний.
Уважение к личности и к опыту, культура диалога, ставшая и вправду почти музейной редкостью сегодня — наука, начатки которой пытается преподать этот маленький сборник. Никто из троих собеседников не впадает ни в лукавую «дипломатию», ни в «обличительство». И, может быть, только из такого спора и способна родиться истина.
Валерия Посашко