«Фома» представляет проект «Важнейшие находки библейских археологов», посвященный древним артефактам, которые непосредственно связаны с событиями, описанными в Библии. В этом выпуске кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии Сергей Васильевич Ковач рассказывает о цилиндре Набонида.
Эта находка напомнила в свое время критикам Библии, что история — наука. А значит, и определенная сумма знаний, которая совершенствуется по мере развития человечества и накопления им новых данных о прошлом.
До середины XIX века критики Священного Писания были убеждены в том, что вавилонский царь Валтасар — тот самый, который во время пира увидел на стене пишущую руку (Дан 5:5), — был всего лишь выдумкой пророка Даниила и никогда не существовал на самом деле. Ни в вавилонских, ни в персидских архивах не было обнаружено ни одного упоминания о Валтасаре.
Но в 1854 году британский полковник Джон Джордж Тейлор во время раскопок города Ур обнаружил глиняный цилиндр, исписанный клинописью. Он стал первой археологической находкой, поведавшей о царе Бел-шар-уцуре (именно так на вавилонском языке звучало имя Валтасара). В числе прочего цилиндр содержал молитву вавилонского царя Набонида, в которой он испрашивал долгую жизнь себе и своему старшему сыну Валтасару, наследнику престола.
В дальнейшем археологи обнаружили и другие доказательства реального существования царя Валтасара, но именно этот цилиндр впервые был использован библейской археологией как неопровержимое свидетельство историчности событий и людей, которые упоминаются в Священном Писании.
Это важно и для христиан, ведь Христос в Своих проповедях не раз обращался к сюжетам из Ветхого Завета, ссылался на ветхозаветные пророчества и приводил ветхозаветных праведников — Авраама, Моисея, Давида — в качестве образца для подражания.
Материал подготовил Олег Карпенко