Что в Церкви думают про реинкарнацию? – Православный журнал «Фома»
Что в Церкви думают про реинкарнацию?

Photo by ADITYA PRAKASH on Unsplash

Что в Церкви думают про реинкарнацию?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Представления о реинкарнации, или, иначе, перевоплощении, зародились довольно давно. Учение о переселении душ после смерти физического тела в иные материальные оболочки присутствует не только в индуизме и буддизме, но и — в той или иной форме — в первобытных африканских, австралийских и иных религиозных культах. Однако именно в Индии идеи реинкарнации нашли свое наиболее полное воплощение и были поставлены в тесную связь с самой сутью местных религиозных систем. И тут одним из главных и принципиальных отличий индуизма и буддизма от христианства выступает восприятие личности. Из этого же вытекает и чуждость доктрины о воскресении мертвых для религий, разделяющих веру в реинкарнацию.

Конечно, индуизм и буддизм также отличаются друг от друга, однако в том, что касается реинкарнации, между ними существует много общего. В общем и целом цель жизни человека на земле сводится к слиянию после смерти с Абсолютом, Атманом, безначальным бытием, воплощением которого все мы являемся. Но для этого необходимо прийти в соответствующее состояние совершенства, обрести свободу от желаний и от мира, стать нейтральным, пустым. В таком очищенном состоянии нет места личности, просто Абсолют возвращает себе себя же, утраченного на время в череде утомительных перевоплощений в результате действия закона кармы — воздаяния, когда заключенная в тело часть Абсолюта в силу совершаемого зла обрекается на новые страдания до тех пор, пока не придет к осознанию «истинного» модуса бытия.

В такой системе верований личность человека полностью нивелируется. Она не имеет ценности, потому что ее как таковой не существует. Она — лишь часть чего-то большего, которая исчезает в высшей точке совершенства, сливаясь с целым и восстанавливая первоначальное единство.

Напротив, в христианстве личность, сотворенная по образу и подобию Божию, обладает безусловной ценностью и бесконечным потенциалом к совершенству. При этом личность человека не сводится к душе или к телу. Если в учении о реинкарнации тело не более чем бренная оболочка, то в христианстве оно неотъемлемая часть нашей индивидуальности. Церковь учит, что Бог творит душу человека вместе с его телом, которое столь же уникально, как и душа. Совокупность этих уникальных даров Божьих составляет личность человека, его отличие от всех прочих людей. Одновременно в христианской картине мира очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из нас. Как говорит Псалмопевец, не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс 138:15,16).

Да, в смерти душа отделяется от тела, но в христианстве смерть — явление скорее противоестественное, ставшее результатом грехопадения. Это — катастрофа, распад единого существа на составные части, каждая из которых не является человеком во всей полноте. Именно поэтому учение о всеобщем воскресении — одно из ключевых в христианстве. Христиане верят, что в воскресении мертвых Бог каждому возвратит его изначальную полноту и цельность, восстановит нас в наших же телах, только преображенных и способных к вечной жизни в Царстве Небесном. Для реинкарнации же представление о всеобщем воскресении абсолютно чуждо. Если тело — лишь скорлупа, данная в наказание и затрудняющая путь к совершенству, то какой смысл в его воскресении?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (25 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Елена
    Елена1 месяц назадОтветить

    Последний абзац «звучит» уж совсем странно. Исходя из написанного выходит, что для вечной жизни людям необходимо будет тело(!) с плотью и кровью, с старением, болезнями и… смертью физической оболочки!.. Это что ж, у попа была собака? Нет, не «клеится». Значит, тело будет, но бессмертное, а значит без болезней, старения - эдакий вечный двигатель? Нет, опять не то. А у Адама с Евой до грехопадения было тело? Или эти души были созданы по Образу и Подобию, а тела - шкуры животных (привет дедушке Дарвину) были «в награду» за содеянное даны, дабы хлеб растили в поте лица и рожали в муках? Наши предки, Адам и Ева согрешили и генетически передали эту информацию нам (Господь тоже сделал выводы…) (мы их потомки и наследуем не только цвет глаз, волос, муки, желания и пр.), мы, получается, все приходящие на эту землю, видимо, должны пройти через искушения, научиться делать выбор между добром и злом, научиться раскаянию, а значит избавиться от унаследованной гордыни и очиститься, как бы стереть грех предков, не сделав его своим дорогим наследством. Жизненный путь тернист не просто так! И каждый терновый куст - урок Всевышнего надо принимать как великий дар и не бояться просить о помощи в преодолении. Т.е. получается что-то схожее с школой, Земля - школа для души. С первого раза уподобиться Богу получилось только Христу ( даже не будем говорить, что по понятным причинам, ведь и его тоже искушал лукавый). Если коротко, то Христос сказал: делай как я и после оставления бренного тела пойдёшь к Господу. Делай как я - это духовный труд, а не всё, что получило название «фарисейство»! Так получается, что у Бога мы будем подобные Богу - без бренных оболочек?! Но как же, если с первого раза не вышло?, если ты инвалид, если ты не справился, а так старался, если ты ушёл защищать Родину, дом, жену с детьми, да погиб в бою? Что ж, всё?? За один раз несчастной душе не преодолеть многого, ведь даже до понимания надо от рождения дорасти! И тело дано будет и понимание, но! не дай Бог согрешить, пойдёшь вновь отрабатывать этот урок. Думаю, в этом больше логики, нежели в том, что однажды всем-всем когда-либо живущим на Земле выдадут тела)) и постоим как сельди в бочке - в тесноте, зато на веки~вечные счастливые! Но я, конечно, могу ошибаться, потому как « вот вернусь с того света, расскажу»!)

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Разве тело Христа Воскресшего было с болезнями, старением и смертью? Нет: это преображённая телесность. Она мало общего имеет с нынешней. Эта "оболочка" вовсе уже не бренная, а принципиально иная.

      • Елена
        Елена3 недели назадОтветить

        Это всё верно, Христос после распятия являлся ученикам во плоти, Фома подтвердит) История религии знает немало случаев, когда Архангелы появлялись на пути людей, общались с ними и сопровождали в телесной оболочке, но это не значит, что она у них была изначально, потому они и воспользовались тем, что когда-то уже «носили». Такие случаи и с бесами были. Выходит, что по необходимости Силы бестелесные могут прибывать в телесном воплощении для выполнения миссии, что всё же говорит о том, что Там тело им ненужно. Та же картина, я полагаю и с Христом. Потому и напрашивается мысль, что физическая оболочка «из земли вышла, в землю и вернётся», ибо она шкура животного, а душа, что мы в действительности и есть, вот это как раз - по Образу и Подобию.

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков3 недели назадОтветить

          Повторяю: речь о преображённой плоти. А мы сейчас в падшем мире находимся. Каков мир и в частности, каково действие первородного греха на человеческую природу, такова и плоть. Она немощна и смертна. Но это не означает, что телесность дурна сама по себе. Согласно учению Церкви, человек изначально замыслен (в отличие от ангелов) как трисоставное существо, в котором соединены дух, душа и тело. И окончательное воскресение мёртвых, спасение человека мыслится в востановлении единства всех этих элементов. Но не в их нынешнем состоянии, конечно же.

          p.s. Пишете, отчего не публикуем комментарий... Как видите, публикуем. Просто придержали, чтобы ответить по существу, а так забылся бы вопрос и повис. Нас очень мало; рук не хватает. Это самая частая причина промедления.

          • Елена
            Елена3 недели назад

            Да, не менее интересные записи/откровения оставил Иоанн Златоуст. Более того, люди нашего времени на операционном столе, или в момент клинической смерти описывают, пожалуй, во многом схожие ощущения от пребывания Там. Но, увы, всё это никак не исключает, не перечёркивает как невозможное это нелюбимое православной церковью слово «реинкарнация». Потому вопрос всё же остаётся открытым. По крайней мере мне не удаётся его «закрыть». Храни Вас Господь. Спаси нас, Христос!

          • Елена
            Елена3 недели назад

            Большое спасибо за ответ! Надеюсь, я никого не обидела. Всегда стараюсь быть максимально тактичной, письменные шаблоны не имеют эмоциональной окраски и собеседнику может всё, что угодно привидеться. Дело в том, что записи к нам пришли в переводе, потом переписывались, изменяя словак меняя предложения для понимания современными людьми смысла. (Ведь так же было) есть фразы иносказательные, над которыми ещё подумать надо. Поэтому разговор на эту тему довольно сложен. Вы пишите, что воскрешение происходит в несколько иных телах, а Фома пальцами раны трогал… Так что выходит какой-то дом инвалидов на Небесах, если следовать этому шаблону: кто-то без головы, кто-то четвертован, кто-то сожжён и т.д. Люди планеты ищут Отца своего тысячелетиями! Пытаются понять и другим объяснить: как всё там и почему мы тут, и как нам дальше двигаться чтобы (заметьте) вернуться обратно! Все хотят Домой, у всех, даже самых «дремучих» есть Отец небесный! Мы все это как будто откуда-то знаем, душой тянемся. Обилие религий - поиск Отца и попытка воссоединиться с ним. Полагаю нам надо не разобщаться, делясь на песочницы, а объединиться в поиске. Т.е. как учёные ищут истину, не отбрасывая теории, а прорабатывая их, не отмахиваясь: «истина только у нас, они все мракобесы». Вы, должно быть, знаете о существовании людей, помнящих или вспомнивших прошлые жизни, или то, где они были до рождения и что их окружало - они все бесноватые? Или и среди священнослужителей есть «бехтеревы»?

          • Владимир Гурболиков
            Владимир Гурболиков3 недели назад

            Раны Христос показал с единственной целью: чтобы Его ученики были уверены, что Он -- не призрак. Это не отменяет особых свойств преображённой телесности. Вспомните, что несколько раз апостолы и вовсе не могли Его узнать. Это вовсе не ожившее прежнее тело. Оно имеет принципиально другие свойства. Вспомните: в комнату, где находятся ученики, Христос входит через запертые двери... И ещё важное о Царстве Небесном. У святого апостола Павла в одном из посланий есть в третьем лице его личное свидетельство, что он был восхищен (духовно или телесно, он и сам не знал) в рай. И дальше принципиально важное признание: тому, что он испытал там, словам, которые слышал, невозможно найти в нашем языке ничего подходящего. Это иная реальность. Для нас таинственная. Мы о ней пытаемся рассуждать, конечно; притчами и Сам Христос говорил о Царстве Небесном, чтобы дать хотя бы какое-то представление о спасении. Но именно и только притчами: в целом наши рассуждения о жизни с Богом, в Его мире, очень и очень несовершенны. Просто нет слов.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь