Вопрос читателя:

Здравствуйте! Что теряет православный христианин, если он покаялся в своих грехах, признаёт Иисуса Христа своим личным Спасителем, осознанно прошёл крещение, отлично разбирается в Библии и регулярно читает её (допустим, он сам как ходячая Библия), ходит на богослужения и понимает церковнославянский язык (хотя сам никогда не использует церковнославянский), регулярно причащается, стремится быть совершенным, как совершенен Отец Небесный, но у него дома совсем отсутствуют иконы, он не молится святым и Богородице, хотя уважает их, особенно чтя Богородицу, игнорирует мощи, святую воду, никогда не ставит свечи, игнорирует святые места, не носит крестик и не крестит своих детей без их желания и осознанного принятия Христа в качестве личного Спасителя?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Давайте я отвечу немного в другой логике, а не прямо «что теряет».

У такого человека, в общем, если главное — он признает Христа, он крестился, он причащается, что подразумевает, соответственно, осознанную духовную жизнь, исповедь. И стремление у него правильное, и средства — участие в Таинствах и богослужениях — он использует тоже верные.

Дальше посмотрим, что по поводу прочих пунктов.

Мне лично удивительно, что такой человек не крестит своих детей, тем самым лишая их возможности участия в церковной жизни. Как он им это объясняет? Папа может участвовать в Таинствах, папа имеет радость общения со Христом, соединения с Ним через причастие, а вам, дорогие детки, я этой возможности не даю, вы уж как-нибудь сами справляйтесь со своей жизнью? И что такое молитва, богообщение, я вам не расскажу, нет, живите как-нибудь без этого сами. И исповедь — тут уже речь о подростках, конечно, не о малышах — это только для папы. Это он может очистить свою душу от совершенных грехов, он может покаяться, излечить свою душу, а вы, дорогие, живите как есть, справитесь как-нибудь. Мне кажется. такое лишение детей благодати и возможностей, которые дает Церковь, по меньшей мере странно. Неужели этим всем это «стремящийся быть совершенным» человек не хочет поделиться с собственными детьми? Как это возможно?

Насчет же прочих пунктов, которые человек игнорирует, я по письму не готов ответить. Нужно, как это часто бывает, разговаривать и выяснять, что стоит за этим игнорированием. Какая-то особенная аскетика, непонятно на чем основанная. То есть все принимают святую воду — а этот человек — нет? люди молятся перед иконами, а этот человек реально вот сейчас так совершенен в молитве, что ему иконы не нужны? серьезно? Божию Матерь мы все почитаем как пример, и в утреннем и в вечернем правиле есть молитвы к Ней. Этот человек их как — пропускает? А разные тропари, например, по Богородичным праздникам, он в храме тоже не слушает? Каноны ко Причастию он как читает — выпуская канон Пресвятой Богородице? Не понимаю, как технически он это делает и для чего.

Что он теряет? Если совсем кратко, он теряет те источники благодати, помощи, которые даны человеку. Если же за этим игнорированием стоит гордыня или какие-то заблуждения, то он, в общем, теряет какой-то правильный путь и внутренний настрой.

Я бы посоветовал со священником опытным поговорить и выяснить.

Также эту тему обсудили в прямом эфире:


Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
13
0
Сохранить
Поделиться: