Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Нимб (от лат. nimbus — туча, облако) принадлежит к тем символическим формам, которые в нашем сознании прочно связаны с христианским искусством. Между тем с лучистым сиянием вокруг головы представляли своих богов и героев еще древние греки. Тем самым они хотели показать внеземное происхождение этих персонажей. Нимб также был известен изобразительной культуре Древнего Египта, Древнего Рима и Индии. Так что христианским художникам этот символ достался как бы в наследство.

В раннехристианскую эпоху с нимбом почти всегда изображали Христа, редко Богоматерь и ангелов и уж совсем в исключительных случаях — особо почитаемых святых. В то же время им награждали земных правителей, то есть персон царского происхождения. На мозаиках V века в римской базилике Санта-Мария-Маджоре дважды с нимбом представлен царь Ирод: в сценах с волхвами и с избиением вифлеемских младенцев. А вот нимбы у апостолов впервые встречаются только в мозаиках Арианского баптистерия в Равенне, которые выполнены на рубеже V-VI веков.
В христианском искусстве можно встретить нимбы различных форм и цветов. Самые распространенные, традиционно встречающиеся — это круглые золотые или серебряные. Но помимо того существуют еще треугольные, шестигранные, звездчатые, а по цвету — голубые, розовые, зеленые и даже радужные. Пожалуй, самая необычная форма нимба — прямоугольная. Оказывается, таким способом художники показывали, что представленный на иконе, на мозаике или фреске человек на момент создания произведения был жив. Он мог быть его ктитором, то есть жертвователем и заказчиком росписи.

0
1
Сохранить
Поделиться: