Согласитесь, не часто случается видеть в храме оборотную сторону иконы. Образы, стоящие в иконостасе, вдоль стен или у столпов, а также лежащие на аналое в центре храма, развернуты к молящимся лицевой стороной с изображением святого или праздника. Обратная сторона икон остается невидимой. В большинстве случаев тому есть простое объяснение. На обороте находятся специальные приспособления — шпонки, они служат для укрепления иконной доски. Тыльная сторона небольших икон может быть тоже закрыта тканью, так называемой «рубашкой». Ее можно видеть на старых иконах.
Между тем в православной иконописной традиции существуют и двусторонние образы, то есть несущие святые лики на обеих сторонах иконной доски. Такие иконы совсем не редкость! Наверное, самый известный и почитаемый в Русской Церкви двусторонний образ — это византийская икона XII века «Богоматерь Владимирская». Главное изображение — Богородица с младенцем Христом. В XV веке на обороте написали символический образ «Этимасия» — престол, уготованный Господу, с лежащими на нем орудиями страстей Иисуса Христа (крест, терновый венец, гвозди, копье и губка, смоченная в уксусе). В древности там помещалось другое изображение, предположительно, святителя Николая.
В храме двусторонние иконы устанавливают в алтаре за престолом, откуда выносят во время крестных ходов, тогда становятся видны оба изображения. Они могут стоять и в в самом храме в специальных киотах, как, например, большой образ XI века Богоматери Одигитрии со св. Георгием на обороте из Успенского собора Московского Кремля. А вот знаменитые иконы-«таблетки» XV века из Софийского собора в Новгороде с праздниками на одной стороне и фигурами святых на другой использовались в качестве минейных. Их выкладывали для поклонения на аналой в соответствующие дни церковного года.
Смотрите также:
Великая святыня России: Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божией Матери (Инфографика)