Вопрос читателя:
Здравствуйте! Хотелось бы узнать, что Православная Церковь думает о Софии Премудрости Божией, как она к ней относится? Можно ли еë считать воплощением божественной энергии или одним из имëн Христа?
Алексей
Ответ священника:
Здравствуйте, Алексей!
Ваш вопрос слишком обширен и глубок, чтобы служить темой одного ответа на вопрос. Если быть совсем кратким, то православное учение о Софии состоит в том, что это Второе Лицо Святой Троицы.
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, дискутируя об этом вопросе с протоиереем Сергием Булгаковым, начинает свой труд о православной софиологии следующими словами:
«София — греческое слово, значащее «мудрость», «премудрость». Премудрость — одно из свойств Божиих. «Бог един премудр» (Рим. 14:26; 1Тим. 1:17). Он только один дает действительную мудрость людям, а мудрость земная есть мудрость бесовская (Иак. 1:5, 3:15; 1Кор. 12:8). Так как каждое свойство Божие, кроме личных, принадлежит каждому из Лиц Святой Троицы, то премудр Отец, премудр Сын, премудр и Святый Дух. Но когда слово «Премудрость» употребляется, как имя собственное, то под этим подразумевается Второе Лицо Святой Троицы на основании богодухновенных слов Апостола Павла, что «мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:23–24).
С первых веков христианство Премудростию Божиею называло Второе Лицо Святой Троицы, и относило к Нему все тексты Священного Писания, где о Премудрости Божией говорится не только, как о свойстве, а также как о личном начале».
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, полагаю Вам было бы интересно и полезно целиком прочитать работу святителя Иоанна «Учение о Софии, Премудрости Божией». Этот труд доступен в электронной форме.
Желаю Вам успехов в изучении сложных вопросов православного богословия!

