Вопрос читателя:

Я понимаю, что духовник — это наставник, который знает больше, чем ты, и может помочь тебе в решении сложной задачи. Но ведь люди начинают перекладывать ответственность за принятие решений в своей жизни на духовника. То есть вместо того, чтобы человек формировал собственное мышление и брал ответственность за жизнь в свои руки, за него это делает духовник. Яркий пример: моей сестре духовник запретил делать ЭКО, так как это не богоугодно. Какое право имеет священник что-то запрещать или разрешать взрослому, самостоятельному человеку?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Так Вы все правильно говорите: роль и задача духовника — это научить человека жить по-христиански и сообразовываться с церковными канонами и с опытом святых, который признан как образцовый и эталонный. Мы все в разной мере приближаемся (дай Бог!) к этому опыту. Духовник, подавая совет, который основан и на его личном опыте (житейском, духовном), и на знании опыта других церковных людей, может очень здорово помочь человеку скорректировать его жизненный путь.

Мера влияния духовника на жизнь духовного чада очень разная. Полное послушание всегда существовало только в монашестве: человек, принимая постриг, полностью отрекается от своей воли ради того, чтобы, в общем, создать себя заново. Он становится чистым листом, сосудом, который впитывает в себя церковный опыт. А опыт этот для него и в него транслирует его духовный наставник. Потом, со временем, набравшись опыта, человек и сам может стать духовником. Так передается духовный опыт в монашестве.

В миру ситуация совершенно иная: задача мирянина — научиться самому (!) сообразовывать свою волю с волей Божией, но никак не отдать свою волю. Если человек, как и Вы пишете. перекладывает ответственность за свою жизнь на другого — это неправильно, это искажение той цели, которая изначально есть в Церкви. И если духовник руководит слишком авторитарно, это тоже искажение.

Я могу принять и понять, что на первых порах, особенно если человек совсем юный, ему нужно серьезное руководство. Но как и при воспитании детей задача духовного родителя — дать основы и все больше и больше отпускать чадо в самостоятельную жизнь.

Что касается ЭКО, вот официальная позиция Церкви по этому поводу: Что Церковь говорит о суррогатном материнстве, ЭКО и контрацептивах.

Как видите, именно с ЭКО есть ряд проблем, и я получаю письма от женщин, которые, решившись на ЭКО, или сами не учли возможность, например, возникновения 5-7 жизнеспособных эмбрионов, или столкнулись с тем, что сами они готовы их выносить, но муж не готов обеспечивать столько детей, ведь жена будет сидеть в постоянном декрете. А дальше, как Вы понимаете, фактически, речь идет об убийстве эмбрионов, что является, по сути, абортом, то есть убийством человека на самой ранней стадии его развития. Это основная проблема и трудность ЭКО — невозможность предугадать, сколько эмбрионов получится в итоге.

Что это дело не богоугодное, я бы не сказал, я не знаю. А вот что дело сложное и чреватое многими трудностями — это факт.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: