Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?
Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру. 

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии. 

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно. 

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями. 

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес. 

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия. 

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал. 

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии. 

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны. 

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей. 

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых. 

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.


Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения» на сайте Патриархии. 

Читайте также: Как молиться «от коронавируса»? Достаточно ли молиться, чтобы не заболеть? Или человечеству остается уповать на лекарства и марлевые маски? Рассказываем в #фома_слайды.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (38 голосов, средняя: 4,61 из 5)
Загрузка...
24 мая 2021
Поделиться:

  • Денис
    Денис4 дня назадОтветить

    Валентина, а нечего, что Россия не единственная сверхдержава, чтобы Антихрист воплощение именно в лице двойника её президента выбирал?

  • Денис
    Денис4 дня назадОтветить

    Catilina, все привитые умрут с вероятностью близкой к 100%. Люди на Земле смертны и в вряд ли в обозримом будущем стянут бессмертными. Через годы уже крайне маловероятно вычислить с должной точностью есть ли какие-то долгоиграющие последствия от вакцинации, а главное перекрывают ли они долгоиграющие последствия от заражения ковидом?
    Вот ныне прошло два месяца после введения второго компонента и заметных побочных эффектов кроме первых дней нет. Ныне на Русь накатила третья волна пандемии, а мне осталось только сертификат от вакцинации распечатать. Для сравнения, к примеру, в Москве ковид-дисседенты даже без плановой мед. помощи остаются. В России де-факто жёсткость законов компенсируется необязательностью их исполнения, но есть важное исключение - кампанейщина. Умный человек, если речь не идёт о чём-то совершенно неприемлемом вроде отречения от Христа, воздерживается от вставания на пути гос. машины. Перемелет в лагерную пыль и хорошо, если только самого дурака без близких.

  • Валентина
    Валентина2 недели назадОтветить

    Уважаемые человеки,заострите внимание на том что вы все живете Последние времена. И то что появилось слово коронавирус,это значит чтот акого вируса нет не было и не будет. ЭТО ЕСТЬ ЗЛОЙ ЗАМЫСЕЛ ДИАВОЛА В ОБЛИКЕ ДВОЙНИКА ПУТИНА ВВ. Его цель-уничтожение человечества,что он и делает через вакцинацию. Диавол вас всех уничтожает и ваших родных также. Диавол создает концлагерь а заодно рабовладельческий строй с фашистским режимом,чтобы человечество полностью подчинить и уничтожить его сознание.Неужели вы это не видите ,как диавол очень легко завладел вами,одел вас всех землян в маски ,перчатки. А теперь еще и штрафами давит вас. ОЧНИТЕСЬ ЛЮД,НЕ ИДИТЕ НА ПОВОДУ У ДИАВОЛА В ОБЛИКЕ ДВОЙНИКА ПУТИНА ВВ. ОН СТРАДАЕТ МАНИЕЙ ВЕЛИЧИЯ И МАНИЕЙ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. НЕУЖЕЛИ ВЫ НИКТО НЕ ВИДИТЕ И НЕ ОСОЗНАВЕТЕ ЧТО ВАМИ УПРАВЛЯЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬНОЙ ПЕРСОНАЖ. ДИАВОЛ БОЛЕН ,ЧЕМ И ВАС НАГРАЖДАЕТ.

  • Catilina
    Catilina2 недели назадОтветить

    Денису. Вы поставили на себе эксперимент? Похвально. Интересно будет узнать, что будет с Вами через год, два, пять. После 3ти и многократного повтора прививки будете Вы ходить на своих двоих или сидеть в инвалидном кресле, отвалятся ли у Вас почки или Вы доживете до глубокой старости. Мы не знаем этого. Но скоро узнаем. Нужно время и подопытные экземпляры, вот и все. Первые воздействия прививок, сделанных не в России - негативное воздействие на женские менструацию. Лучше сказать - следующие, после тромбозов (все прививки без исключения) и воспаление сердечной мышцы и 8-кратное (Израиль) заражение мутациями вирусами привитых в сравнении с непривитой группой. В России же такие данные привычно задвигаются "под сукно" (привет из таинственной Византии) + эта свойственная менталитету общая безалаберность в обращении с данными. Для людей поживших, инвалидов и стоящих "одной ногой в могиле" может и всё-равно, умереть от тромбозов или от вируса, от воспаления миокарда или стать стерильными. А вот для людей здоровых от природы отнюдь нет. Здоровье единственное, что дается некоторым из нас бесплатно. Его надо зранить, а не играть в лотерею " погибну от прививки или выживу".

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Кузнецов Михаил, лично я уже уже получил второй компонент вакцины ещё полтора месяца тому назад. Однако многие верующие воздерживаются от вакцинации из-за нелепых суеверий. Значит нужны разъяснения со стороны священноначалия, как были даны насчёт ИНН в своё время. Есть, к примеру, "Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, посвященной вопросу об ИНН".

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 недели назадОтветить

      Ну это не соборное решение, видимо тут проблема была в том, что мы по-разному понимаем некоторые термины. Так или иначе, вот эта публикация, в комментариях к которой мы говорим, и посвящена мнениям участников группы, которая подготовит подобный документ но о коронавирусе.

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Кузнецов Михаил, я вам ответил как мог. Не согласны, напишите. Чему должна учить людей Церковь, а чему нет?
    Между прочим, прямо на "Фоме" есть целый блок вопросов священникам: "Вопросы о коронавирусе и карантине", то есть эти вопросы не какая-та абстракция. Они есть их много и правильно делается, что на них даются ответы. Люди не любят игнорирующих волнующие их вопросы без вразумительного объяснения. Жаль, что нет соборного мнения.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 недели назадОтветить

      Я не несогласен, я не понимал, на чем основывается Ваше требование к Церкви давать свое мнение на бытовые аспекты жизни. Сейчас наконец я добился ответа (кажется), дело в том, что Вам лично так было бы удобней, и поэтому Вам жаль, что такого нету.

  • Денис
    Денис2 недели назадОтветить

    Кузнецов Михаил, в хорошем храме с неравнодушными людьми указывают даже как одеваться. И это правильно, если храм нечто большее, чем место предоставления культовых услуг и продажи предметов культа. Хороший епископ - это хороший пастырь, вожак ведущий за собой ко Христу. Касательно вакцинации от коронавируса, то у неё есть нравственный аспект. Вакцинируйся, иначе станешь убийцей, самоубийцей. Не вакцинируйся, иначе станешь людоедом, христопродавцем. Вот на нравственные, вероучительные вопросы епископат и должен давать ответы своей паствы. Иначе миряне (монахи, священники) будут искать ответы на волнующие их нравственные и вероучительные вопросы у других пастырей, станут иноверцами или разуверятся вовсе.
    Примечание: не знаю - это тоже вполне допустимый ответ, недопустима теплохладность.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 недели назадОтветить

      Абстрактные рассуждения об абстрактном храме - это не ответ на вопрос. Хотя бы потому, что от РПЦ Вы требуете не абстрактных, а вполне конкретных реакций. Перечитайте пожалуйста вопрос еще раз.

Загрузить больше комментариев