15 марта исполняется 80 лет со дня рождения писателя Валентина Распутина (1937-2015).
Валентин Распутин — яркий представитель «деревенской прозы», одного из значительных литературных направлений ХХ века. Всемирное признание Валентину Распутину принесли его повести. Действие в них чаще всего происходит в деревне, а главные его герои — деревенские жители, чаще всего женщины, старухи-праведницы, носительницы духовных ценностей русского народа. Для текстов Распутина характерно сочетание бытового и преходящего с вечным. Писатель разрабатывает сюжеты, связанные с испытанием, нравственным выбором, жизнью и смертью.
«Фома» сделал для вас подборку повестей и рассказов известного писателя.
«Живи и помни», 1974
«Распутин написал что-то совершенно не поддающееся моему разуму, что-то потрясающее по мастерству, проникновению в душу человека, по языку и той огромной задаче, которую он взвалил на себя и на своих героев повести “Живи и помни”», — так оценил повесть Распутина писатель Виктор Астафьев.
Действие повести происходит в 1945 году. Один из главных персонажей — не доблестный герой войны, а дезертир. Однако автор не спешит обвинять своего героя: в его поступке он обвиняет судьбу, обстоятельства, страх. В центре повествования — трагическая судьба его жены Настёны, которая скрывает вернувшегося мужа от подозревающих обман односельчан и милиции. Финал повести предельно трагичен: Настёна погибает, а ее мужу остается только жить и помнить о перенесенных бедах.
Цитаты:
«От подозрения так просто не отделаешься: оно, появившись, существует самостоятельно, и это оно потом забирает власть над человеком, а не человек над ним».
«Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится».
«Доверь непутевому человеку после одной жизни вторую, все равно не научится жить»
«До чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла».
«Деньги для Марии», 1967
«Деньги для Марии» — первая повесть Распутина, принесшая ему известность. На примере жителей одной деревни молодой писатель показал громадную пропасть отчуждения между людьми, которая свойственна всему современному миру. В основе сюжета — поиски денег для простодушной продавщицы, которую обвинили в недостаче. Соотношение материального и духовного, нравственности и бесчестия, выгоды и бескорыстия — главные проблемы этого произведения.
Цитаты:
«Каждый день наступает не просто так, одинаково для всех, а приходит для кого-то одного, кому он приносит только удачу. Если человеку не везет или если месяц, два у него сплошные будни — значит, это были чужие дни, а его собственный где-то уже на подходе».
«Все свое было. И жили, не пропадали. А теперь шагу нельзя ступать без денег. Кругом деньги. Запутались в них. Разучились мастерить — как же, в магазине все есть, были бы деньги».
«Прощание с Матёрой», 1976
Одна из самых известных повестей Распутина — настоящий деревенский Апокалипсис. И снова писатель берет за основу сюжета реальную историю. Из-за строительства гидроэлектростанции на Ангаре были затоплены близлежащие деревни. Жителям пришлось покидать свои дома, но это переселение оказалось для них болезненным.
В повести Распутин описывает последние дни затопляемых деревень: поведение их жителей, мрачные, тягостные мысли старух и стариков, для которых деревня Матёра (от слова «мать») — родная земля, на которой жили и умирали их предки. С тем, что было смыслом их существования, приходится прощаться: «свет пополам переломился». Одна из самых трагических сцен — сцена разрушения кладбища. Для деревенских жителей — это то место, где продолжают жить их близкие, поэтому они так отчаянно встают на его защиту.
Столкновения традиции и современности, векового уклада и прогресса, памяти и забвения — вот основные темы этой распутинской повести.
Цитаты:
«Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез».
«Не успеешь оглянуться — жизнь прошла. Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра».
«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
«Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания».
«Уроки французского», 1973
Распутин считал, что писательский дар рождается в детстве. В 1973 году он написал автобиографический рассказ «Уроки французского». В центре его сюжета — взаимоотношения учителя и ученика, одиннадцатилетнего мальчика, для которого уроки французского становятся настоящими уроками жизни. В рассказе затрагиваются проблемы воспитания, помощи ближнему, сострадания и сочувствия. Автор отмечал: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось».
Цитаты:
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
«Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком».
«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство — от противного»
«Последний срок», 1970
На первый взгляд «Последний срок» — это драматичная повесть о семейных отношениях. Однако ее смыл гораздо глубже. Дети собираются у постели пожилой умирающей матери, но в их сочувствии и горе нет искренности. Все они заняты своими низменными насущными интересами и мыслями. Старуха Анна же — настоящая сельская праведница — перед кончиной думает о своих детях: «каждого извиняет и с каждым примиряется». Ситуация ожидания смерти наилучшим образом раскрывает характеры всех персонажей.
Предсмертные мысли старухи, описанные Распутиным, становятся замечательными философскими строками о смысле земной жизни человека незадолго до перехода в жизнь вечную.
Цитата:
«Это неправда, что на всех людей одна смерть — костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков. Старуха верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него. Они как двойняшки, сколько ему лет, столько и ей, они пришли в мир в один день и в один день сойдут обратно: смерть, дождавшись человека, примет его в себя, и они уже никому не отдадут друг друга».
«Дочь Ивана, мать Ивана», 2003
Одно из поздних произведений Распутина, которое вызвало у критиков и читателей противоречивые мнения. Писатель ставит во главу угла вопрос о грехе убийства. Мама изнасилованной девушки, поняв, что насильника не постигнет наказание, берет на себя грех убийства. «Теперь мне каторга шесть лет, — говорит она, — а если бы насильник ушел безнаказанным, для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой».
Цитаты:
«Это время, время виновато… не время в продолжительности дней, несущих неизбежные перемены, а время в своем уродстве и низменных изувеченных страстях… это оно лишает нас рассудка и лица! И должно же это когда-нибудь кончиться!»
«Разве не может быть такое, что предостережения наших родителей, которым мы в своё время не вняли, блуждают в горах и лесах до той самой поры, до той совпадающей черты, когда требуется их точное повторение».
«Ожидание события сильнее самого события».