28 января исполняется 10 лет со дня смерти известной шведской детской писательницы Астрид Линдгрен. Количество созданных ею произведений для детей впечатляет, а их влияние на внутренний мир ребенка неоценимо. К дню памяти писательницы журнал «Фома» решил задать экспертам и родителям следующий вопрос: «Какие книги Астрид Линдгрен нужно читать с детьми? Что наиболее ценно и почему?»
Вера Чудинова, главный специалист Российской государственной детской библиотеки:
На мой взгляд, самые лучшие книги написаны Астрид Линдгрен в ее первом и втором периодах жизни. Книги, которые были написаны в конце ее жизни, мне нравятся меньше. Например, мне очень нравится книга «Приключения Калле Блюмквиста», а именно, первая книга. Мне кажется, она показывала очень правильные модели поведения детей и взрослых. Вторая книга, в которой дети побеждают преступников без участия взрослых, на мой взгляд, давала уже не те поведенческие модели.
На мой взгляд, детская книга должна хорошо заканчиваться, давать разумные модели поведения детей и взрослых и ее ценности должны быть понятны. Если эти ценности не понятны, если они размыты, то это не правильно, это не хорошо, в первую очередь, для самого ребенка. С моей точки зрения, такие моменты в качественной детской литературе присутствовать не должны. Проще говоря, добро должно оставаться добром. Если же в книге добро — не совсем добро, а зло — не совсем зло, то это очень не полезно для детей. Более того, становиться не понятным, на кого вообще рассчитана данная книга. В сфере рекомендаций книг детям к этому необходимо относиться особенно внимательно.
Алина Дальская, шеф-редактор издательских проектов журнала «Фома»:
Астрид Линдгрен — любимая детская писательница в нашей семье. У нее прекрасный стиль, замечательное чувство юмора и совершенно потрясающие сюжеты. (Здесь, конечно, низкий поклон переводчице Лилианне Лунгиной, которой удалось всё это донести до русского читателя.) В советское время мы знали Линдгрен, в первую очередь, по таким ее книжкам как трилогия о Малыше и Карлсоне и «Пеппи Длинныйчулок» — обе любимые и очень веселые. Но и детям, и мне гораздо больше нравились, переведенные у нас уже много позже, — «Мио, мой Мио» и «Братья Львиное Сердце». Это тревожные, даже трагичные книжки. Первая — об одиночестве и борьбе со страшным тираном. Во второй из них главные герои вообще в самом начале умирают: старший брат Юнатан, спасая младшего при пожаре, а младший Сухарик — от слабости и бедности. И дальше все происходит уже как бы в «загробном мире». Но это невероятно оптимистичные книжки! Да, они заставляют сердце трепетать, но они настолько полны надежды, храбрости и любви! Дети это очень чувствуют.
У Астрид Линдгрен все книжки такие. Она не боится ставить очень жесткие вопросы. Ее герои бывают одиноки, потеряны и брошены. Они совершают глупости, попадают в очень сложные и даже страшные ситуации. Но они всегда ищут выход из положения, борются, не теряют надежды и обязательно одерживают победу. Я бы сказала, что абсолютно все произведения Астрид Линдгрен совершенно необходимо прочитать с детьми. Это незаменимое чтение и просто счастье, что эти книги написаны.
Павел Крючков, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир»:
— Ребенку очень нужен старший, который видит его во всей его полноте. На мой взгляд, наиболее ценной у Астрид Линдгрен, в этом смысле, является книга «Пеппи Длинный чулок». Ценность здесь заключается в общении взрослого с ребенком на его уровне, — но без заигрывания. Потому что Пеппи — это замаскированная автором «старшая сестра», а то и «мама», сердечно привязанная к своим маленьким избранникам.
Конечно, у Пеппи характер не менее сложен по сравнению с тем же Карлсоном, — но она, повторюсь, содержит в себе уникальное, реликтовое женское начало. Это уже совсем иной спектр отношений.
Полина Тюренкова, главный редактор сайта «Татьянин день»:
Я считаю, что все произведения Астрид Линдгрен достойны того, чтобы перечитывать их с детьми. Именно перечитывать, потому что я не сомневаюсь, что все мы в детстве либо сами ее читали, либо нам читали наши родители.
Моя любимая книга у Астрид Линдгрен — это «Расмус — бродяга». Я думаю, что ее ценность, как и многих других ее книг, заключается в том, что все они очень искренни, идут от самого сердца писательницы. Как мы знаем, в своей жизни Астрид Линдгрен была вынуждена быть разлученным со своим сыном. Она не могла его прокормить и отдала в приемную семью. Мне кажется, что когда она писала свои произведения, перед ней постоянно стоял образ ее сына. Поэтому она и вложила в свои книги столько любви, искренности и боли, и читатели, конечно же, это чувствуют.
Алексей Копейкин, главный редактор сайта детской книги «Библиогид», зав. отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки:
На мой взгляд, для ребенка, главным образом, важны три книги Астрид Линдгрен. В первую очередь, это трилогия о Малыше и Карлсоне, затем «Приключения Эмиля из Леннеберги» и из более серьезного «Братья Львиное Сердце».
Первые две книги дают ребенку ощущение всеобъемлющей свободы. При этом, и Карлсон, и Эмиль — это такие отпетые сорванцы, но, на мой взгляд, они формируют личность ребенка даже лучше, чем пионеры-герои. На примере этих персонажей Линдгрен ребенок становится свободнее и способен противостоять многим глупостям окружающего мира.
Что касается «Братьев Львиное Сердце», то в этом произведении заложена уже более серьезная тема, которая, на мой взгляд, просматривается во всей скандинавской литературе. Возможно, она идет еще от Андерсена. Это тема самопожертвования, которая, как мне кажется, должна объясняться ребенку с самого раннего его возраста.