Прошедшим летом мне удалось побывать в городе Бежецке Тверской области в день прибытия по реке Мологе чудотворных икон святителя Николая и Теребенской Божией Матери.
Это ключевой момент знаменитого Большого Бежецкого крестного хода. Он начинается каждый год 6-го июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери. При большом стечении паломников в Николо-Теребенском женском монастыре происходит подъем чудотворной иконы святителя Николая. Затем совершается крестный ход вокруг села Труженик. После чего сухопутным и водным путем образ отправляется в город Бежецк.
История возникновения Большого Бежецкого крестного хода уходит корнями в 17 век. В 1654-м году в Бежецком краю началась эпидемия моровой язвы. Жители округи пришли в Николо-Теребенскую обитель, взяли чудотворный образ святителя Николая и прибыли с ним по Мологе в Бежецкий верх. Икону с великими почестями встретили в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае стала прекращаться.
Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил "Большой Бежецкий Крестный ход".
По преданию, холера ещё неоднократно вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, непременную принадлежность этого хода составляло особое судно - большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а из них, в свою очередь, его носили по окрестностям. Таким образом, святая икона шествовала с великим торжеством и по земле и по воде. С 2 по 12 июля, день и ночь, крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принятия иконы у себя. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города.
Восемь дней Теребенская икона находилась в Бежецке. И все эти дни считались праздничными. В это время открывалась Космодемьянская ярмарка (годовой торг).
А чудотворный образ носили из дома в дом, не минуя самого беднейшего. Во время пребывания иконы святителя Николая в городе в один избранный день (18 или 19 июля) совершалось соборное служение пред образом, а на другой день после соборного служения Литургии бывал общий Крестный ход вокруг всего города с чудотворным образом. При каждой приходской церкви при этом совершались литии о благосостоянии города, в память избавления в 1654 году силою этого образа от моровой язвы. Вечером, 20 июля, в соборе совершалось торжественное Всенощное бдение в присутствии образа.
А 21 июля, после Литургии, в 4 часа дня, при бесчисленном стечении народа, с участием всего городского духовенства, в сопровождении крестов, хоругвей и образов всех церквей, напутствуемый молебнымпением и радостным звоном колоколов образ Святителя возвращался на священную ладью. Через погост Узмень, сёла Чижово, Еськи и Топальское, где снова проходили торжественные встречи, остановки и проводы, наконец, 25 июля снова прибывал в свою пустынь. С таким же торжеством, как и при проводах, снимали чудотворную икону со священной ладьи, приносили в соборный храм Теребенской обители и после молебствия водружали её на обычное место в иконостасе.
1995 году после полувекового перерыва Большой Бежецкий крестный ход был возрождён, и чудотворная икона святителя Николая вновь прибыла из Николо-Теребенской обители в Бежецк, но не по водам реки Мологи, а сухим путём. И следующие четыре года она доставлялась таким же образом. В 2000 году образ Святителя прибыл на плавучем храме, который был обустроен не на большой ладье с парусами, как было в те далёкие времена, когда Молога была судоходной, а на моторном катамаране. Храм причаливал к берегу километрах в трёх от города, священнослужители переносил икону на сушу, и Крестным ходом богомольцы несли её в город. С тех пор священная икона прибывает в Бежецк водным путём.