Подборку из 88 подписных икон, являющихся оригинальным явлением в истории русской иконописи, представил петербургский Музей истории религии.
Подписная икона, т.е. имеющая подпись автора – явление в русской иконописи относительно новое, появившееся в России в XVII-XVIII веках, а до этого, как правило, святые образы не подписывались их авторами, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
В 1710 году Петр I даже издал указ о необходимости подписывать иконы с указанием даты, однако большая часть написанных образов так и осталась безымянной. Именно поэтому, несмотря на разные документы, об иконописцах XVII-XVIII веков осталось мало сведений, а само явление подписной иконы стало в чем-то уникальным.
- Более десяти лет мы работаем над изданием каталога подписных икон из нашего собрания. У нас самое большое собрание подписных икон в стране - более 450 произведений 170 авторов, с конца 1690-х по 2016 год. Проделав каталогизацию фонда, мы решили показать результат. Выставлено 88 экспонатов - лучше всего сохранившиеся и наиболее значимые с исторической и художественной точки зрения произведения - или работы иконописцев, чьи имена редко встречаются, - рассказала куратор выставки Ольга Коробко.
Она отметила, что многие иконы показываются широкой публике впервые, кроме того, по ее словам, «некоторые только что отреставрированы, есть и находящиеся в процессе реставрации».
Среди прочего, в экспозицию, работающую до 26 февраля, вошли произведения мастеров Оружейной палаты, иконы «живописного стиля» XVIII-XIX веков, памятники старообрядческой культуры московской и невьянской школ, мстерских и палехских мастеров.
Одна из представленных работ - икона святого Илии Пророка, написанная Павлом Кориным, впоследствии советским художником. Завершают хронологический ряд выставки работы молодого петербургского иконописца Георгия Панайотова.
Читайте также:
О православной иконописи и ее главных святынях читайте здесь.
Фото Андрея Петрова/mitropolia.spb.ru