Данный материал был опубликован в журнале «Фома»: № 4 (36) апрель 2006

Интервью с Андреем Кураевым (исполняет функции иностранного агента) (исполняет функции иностранного агента).

7 апреля (25 марта по старому стилю). Благовещение Пресвятой Богородицы.

То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила, принесшего Ей благую весть, и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе – христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.

Парадоксально, но вся история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он еще желает слышать человека. А поэтому чудо Рождества не могло произойти лишь по воле Бога. Наверное, главная тайна Библии – это откровение о том смирении, с которым Творец относится к людям. Его любовь создала мир, и в нем – неповторимость каждого из нас. И вот, оказывается, Творец не насилует людей, оставляет нам необходимое пространство свободы и как бы «уходит» из созданного Им мира – чтобы откликнуться и «вернуться» на встречный зов доверия и любви.

Итак, Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «Да будет мне по слову Твоему» (Евангелие от Луки, глава 1, стих 38), – лишь тогда Слово становится плотью, то есть Бог становится человеком.

Так начинается евангельская история. Впереди – Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение ... Но то тело, в котором Он пострадал на Голгофе и затем воскрес, Бог создал Себе в Марии. Не будь этого чуда Благовещения – не было бы и искупительной тайны Голгофы, и радости Пасхи.

Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески «евангелие» как раз и означает «благая, Радостная весть»). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре – на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Именно через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии.

Кроме того, на Царских Вратах обычно помещаются четыре иконки апостолов, оставивших нам свои Евангелия. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками.

Итак, Марии о тайне Христа возвестил Ангел. Остальные люди об этом узнают от людей: от апостолов и от их учеников и преемников. Если человек не расслышит рассказ о Евангелии – он ничего и не узнает о нем. А если не узнает – то и жизнь его не переменится. А не будет перемены в жизни человека – так в какую вечность войдет его вечная душа?


Фото Владимира Ештокина

0
0
Сохранить
Поделиться: