Вопрос читателя:

Зачем создавать (человека), если Ты знаешь, что Твоё творение потом станет чудовищем и его придётся уничтожить? Где здесь любовь? Или Бог ещё только учится быть Богом? Пробы и ошибки. Или всё-таки православие, его основание — вовсе не любовь, а страдание — вот чего желает Бог на самом деле? Крови и слез. К чему мне такая вера, где первый вопрос к тебе следующий. «Когда ты хочешь пострадать?» (из жития Евстафия Плакиды, кстати). Жил человек, благо творил, решительно искал истинного Бога и как только нашёл — обрушились на него несчастья. Жену украли, детей звери утащили.. Эх, ну серьёзно? Что это? Как назвать веру, которая требует крови и слез? Мне нужен ответ. Пожалуйста, опровергните всё, что я сказала. Я этого очень хочу.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас благословит!

Анализируя создание человека Богом, можно попробовать провести параллель с нами. Когда у нас рождается ребенок, мы тоже надеемся на то, что он станет прекрасным человеком, но на практике иногда оказывается немного иначе.

Бог создал человека из любви — точно так же, как и наши дети появляются как результат любви (я понимаю, что ситуации бывают разные, но все же задумано так, что рождение происходит именно в любви). Об этом как раз есть материал Для чего Бог создал человека?

А дальше вопрос в том, каким был создан человек. Мы все созданы по образу Божию — а значит, обладаем свободной волей — и по Его подобию — что означает, что призваны уподобляться Ему в любви. Именно в любви, потому что ничего, кроме любви, в Боге нет.

Свобода воли предполагает, что Бог знает все варианты развития событий, но выбирает один вариант сам человек. А еще она предполагает, что человек будет иметь свободу действий, иначе, если все предопределено, никакого смысла в обладании свободной собственной волей нет. Это все равно что дать существу крылья — но сразу подрезать их, связать или посадить в такую низкую клетку, что летать оно не сможет. Так что условия таковы, что человек может выбирать, в том числе выбирать в главном — быть в целом с Богом или без Него.

Это не ошибка — это обратная сторона свободы, без которой свобода потеряет свой смысл. Дальше вопрос в конкретном выборе человека. Адам мог и отказаться от вкушения плода и история была бы совсем другой. Он мог бы сказать змею, что хотел бы сперва подумать и посоветоваться с Богом. А после того, как он и Ева съели плоды, мог бы не прятаться, а выйти к Богу и сообщить, что случилась вот такая проблема… И это все определило бы историю человечества иначе. А теперь человек так и остался с этим опытом выбора — быть с Богом или нет, открыто признать свою ошибку или прятаться и сваливать вину на другого…

Христианство — это про любовь, а не страдания. Хотя в любви мы иногда и страдаем. И через страдания иногда только можем понять истинную глубину и красоту Любви. Любую историю мы оцениваем по окончанию: трагическая она или она закончилась хэппи-эндом. Христианство — это история со счастливым концом. Господь себя отдал нам в жертву, чтоб искупить наши грехи и дать нам возможность оказаться в Вечном блаженстве и как бы не развивалась история грехопадения человечества, у каждого человека есть возможность ощутить Любовь Бога, находясь с ним в вечности. Когда мы еще маленькие дети, для нас удаление молочного зуба кажется чудовищной и смертельной пыткой. когда мы подрастаем, узнаем, что это было не самое страшное. Те страдания, которые кажутся нам чудовищными по своей жестокости, через призму вечной жизни могут оказаться событиями, которые нас просто формировали и научили нас любить. Истинной Любви нас учит Христос. Любить — то есть жертвовать собой и своими желаниями. Любить — это отдавать себя полностью, не ища выгоды. Любить, это страдать от разлуки и надеяться на скорую встречу. Любить, это стремиться стать одним целым. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1-е послание Коринфлянам 13 глава).

Я посмотрел текст жития, о котором Вы говорите, и не смог найти эту цитату.

Царствование императора Траяна — это время гонений на христиан. В период гонений человек встает перед выбором остаться с Богом или нет. Христиане выбирают быть с Богом, это основное. То, то происходит дальше — мучения, казни — это обрушивается на них со стороны других людей, которые выбрали свой путь. Но обратите внимание, Бог не оставляет христиан в их бедах, Он всегда рядом и облегчает муки, о чем свидетельствует и житие.

То же самое касается и уничтожения, если Вы, насколько я понял, вспомнили про Всемирный потом. Мы читаем в Писании о том, что с теми людьми, кто не спасся, ничего нельзя было сделать. Они умерли, да, но, опять же, из перспективы Вечности, оказывалось, возможно, что, проживи они еще — и мера их грехов стала бы настолько велика, что и в вечности им не нашлось бы места. А так ведь всех их вывел Христос, когда спустился в ад и открыл его двери для тех, кто там находился. Понимаете? Перспектива другая, которая не ограничивается земной жизнью.

Как Вас переубедить, я не знаю. Но предложил бы не теоретически все воспринимать, а постараться жить самой по любви, в мире, в согласии с собой и Богом, используя для этого церковные средства — молитву, посты, Таинства. Вы увидите, как будет меняться Ваше внутреннее состояние, на опыте почувствуете, что такое, когда Бог рядом и ощущаешь Его любовь, как пророк Илия, которые увидел, что Бог не в громе и молнии, а в тихом и нежном дуновении легкого ветерка. И вот когда у Вас будет это в опыте, то и вопросов не останется. Христианство — это не про красивые доказательства, а про жизни в любви.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: