В книге Бытие описывается, как Авраам однажды собрался принести в жертву Исаака, своего долгожданного и любимого сына. В чем смысл этого странного решения? Как этот эпизод раскрывается в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».

Что за история?

Однажды Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака, обещанного ему как наследника, от которого произойдет многочисленный народ. Авраам уже собирался исполнить повеление, но, едва он занес над Исаакам нож, Ангел отвел его руку. Так Бог испытывал его веру. В награду за преданность и послушание Господь благословил Авраама и иносказательно предрек рождение среди его потомков Мессии и Спасителя мира. 

 А теперь подробнее

Сын Авраама Исаак был не просто долгожданным сыном. Господь обещал бездетным Аврааму и Сарре наследника, от которого произойдет многочисленное потомство и великий народ. Обещание сбылось именно тогда, когда надежды на продолжение рода у пары не осталось, потому что они были слишком стары, чтобы иметь детей. 

Авраам очень любил своего сына и растил его в послушании и вере в Единого Бога. Однажды Господь обратился к Аврааму с такими словами: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт 22:2).

В предыдущей истории мы уже рассказывали, что Исаак не был единственным сыном Авраама, но именно на нем, родившемся у Сарры, законной жены Авраама, должно было исполниться обещание Бога о многочисленном и великом потомстве Авраама. Несмотря на любовь к своему сыну и наследнику, Авраам доверился Богу и, взяв Исаака, отправился на место, которое указал ему Господь. На третий день пути Авраам увидел гору, определенную для жертвоприношения. Пока отец с сыном поднимались на гору, Исаак, который ничего не знал о намерении Авраама, нес на себе вязанку дров и думал, что речь идет о принесении в жертву животного, как это было принято в древние времена, спросил отца: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? — и услышал в ответ: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт 22:7, 8). Придя на место, Авраам связал Исаака и уже занес над ним руку с ножом, но в последний момент его остановил Ангел Господень, сказавший: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт 22:12). Осмотревшись, Авраам увидел овна, барашка, который рогами запутался в кустах. Он взял его и принес в жертву вместо Исаака.

Бог решил испытать веру Авраама и потребовал от него принести в жертву его сына Исаака. Зачем нужна была эта проверка?
Жертвоприношение Исаака. Орацио Риминальди, 1625

После этого испытания веры, открывшего безграничное доверие и послушание Авраама Божественной воле, Господь подтвердил данные ранее обетования о множестве его потомков и дал еще одно — о рождении в потомстве Авраама Спасителя: и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт 22:18).

 Какое продолжение эта история находит в Новом Завете?

Вспоминая об Аврааме, об испытаниях, через которые ему пришлось пройти, и обещаниях, данных ему Богом, Иисус Христос как-то раз сказал Своим слушателям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин 8:56). История о жертве Исаака глубоко символична, она насыщена образами, которые во всей полноте раскрываются в Новом Завете.

Решительная готовность Авраама принести в жертву своего любимого единственного сына — это прообраз Бога Отца, который отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Исаак, в свою очередь, выказывая беспрекословное послушание воле отца, являет собой образ Иисуса, добровольно идущего на Крест. Даже такая незначительная деталь, как вязанка дров, которую тащил на себе ни в чем не повинный Исаак, поднимаясь на гору, где ему предстояло погибнуть, имеет значение. Позже Иисус, безвинно осужденный на смерть, будет идти на Голгофу, сгибаясь под тяжестью деревянного креста.

Прообразом Христа выступает и овен, которого Авраам в итоге принес в жертву вместо Исаака. В разных пророчествах Христос сравнивается с покорной овцой, или иначе агнцем. Самое известное из них — пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7). Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира, — говорит Иоанн Креститель ученикам, указывая на идущего по берегу озера Спасителя (Ин 1:29).

| Читайте также:

Пророчества о Христе

Одновременно история об Аврааме и Исааке предзнаменовала и воскресение Господне, как пишет о том апостол Павел в Послании к Евреям: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен ииз мертвых воскресить, почему иполучил его впредзнаменование (Евр 11:17–19).

«Жертва Исаака низводит обильнейшие благословения Божии на все потомство Авраамово, жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всю Церковь, весь человеческий род и весь мир», — отмечает святитель Филарет Московский.

В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?

Жертвоприношение Исаака, духовный смысл которого раскрывается в Евангелии, — это история о крайней степени доверия человека Богу и безграничной любви Бога к человеку. В Новом Завете Бог Отец пожертвовал своим Сыном из любви к человечеству. А Иисус Христос, соединивший в себе две природы, Божественную и человеческую, и ставший во всем подобным нам, кроме греха, явил Своей жизнью образец покорности воле Божией, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, исмерти крестной (Фил 2:8). Он — тот идеал, который призван воплотить в себе каждый из нас, как писал о том апостол Павел: ввас должны быть те же чувствования, какие иво Христе Иисусе (Фил 2:5)

Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака — самое дорогое, что у него было. От нас тоже требуется жертва. И немалая. По слову апостола, мы должны предоставить тела в жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим 12:1), то есть вручить Богу самих себя, свою жизнь, свои ежедневные дела и поступки, осознанно сказать «да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». А это невозможно без веры Богу, доверия Ему, готовности принимать все, что Он посылает нам на жизненном пути. Такой верой обладал Авраам, подводя своего сына к жертвеннику. Он верил, что от Бога не может исходить ничего плохого. Так и произошло. Сложное испытание, которому он подвергся, принесло ему благословение Божие, а человечеству — спасение в Иисусе Христе.

2
1
Сохранить
Поделиться: