Иерей Андрей ПОСТЕРНАК, директор православной Традиционной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, г. Москва:
В Православной Церкви существует предание, которое говорит об одной очень интересной истории — истории человека, державшего Бога на своих руках...
Праведный Симеон жил в III веке до Р. Х. и участвовал в переводе Ветхого Завета на греческий язык для знаменитой Александрийской библиотеки. Дойдя до пророчества Исайи о грядущем Мессии, он задумался — как правильнее перевести слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14)? Было совершенно непонятно, как же может дева родить, и Симеон захотел перевести это слово как «молодая женщина». Ангел, явившийся ему, сказал, что за сомнение в истинности пророчества Симеон будет жить, пока своими глазами не увидит исполнение каждого слова и ту Деву, о которой писал пророк Исайя.
Симеон действительно прожил чрезвычайно долгую жизнь, и, наконец, настал день, когда обещанное свершилось. Память этого дня Церковь празднует 15 февраля, а называется праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа, то есть — Встреча с Богом. Дело в том, что когда родился Спаситель, Его, как и любого первенца, надлежало принести в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу. Богородица в положенный день пришла исполнить Закон, и именно тогда в храме находился и праведный Симеон. Старец взял Младенца Христа на руки и неожиданно для всех присутствующих обратился к обычному, на первый взгляд, ребенку с молитвой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32). Эти слова и сейчас повторяются на каждом вечернем богослужении.
Почему же именно встреча Христа и Богородицы с Симеоном так празднуется в Церкви? С одной стороны, она подтверждает истинность веры людей дохристианских времен в пришествие Мессии — Спасителя. А с другой стороны, большинство людей, встреченных Спасителем, хотели либо испытать Его мудрость, либо получить от него какое-то чудо, а Симеон Богоприимец был просто рад видеть Господа, как рады мы видеть любимых людей, не ожидая от них каких-то чудес или пользы для себя. Бескорыстие по отношению к людям считается добродетелью, но по отношению к Богу мы проявляем бескорыстие столь редко, что история праведного старца может послужить не только поводом для праздника, но и немым укором нашей совести.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(Иосиф Бродский. «Сретение»)
На заставке фрагмент фото miloserdie.ru