Одним из самых известных храмов, посвященных празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, является Благовещенский собор Московского Кремля.
Первое строение на месте нынешнего каменного собора, было возведено еще на рубеже XIII–XIV веков – это была деревянная церковь Благовещения на каменном основании.
В конце XIV века постройку из дерева снесли и возвели небольшой каменный храм с подклетом. В этом помещении, по некоторым сведениям, хранилась царская казна.

Благовещенский собор, внутреннее убранство
Благовещенский собор, внутреннее убранство

В XIV столетии храм играл важную роль в жизни страны. Во-первых, он располагался рядом с царским дворцом и, следовательно, был домовым храмом правителей. Во-вторых, здесь крестились, исповедовались и венчались великие князья Московские; настоятели собора были духовниками великих князей, а впоследствии – царей.
Благовещенский собор связан с именами двух великих мастеров-иконописцев: Феофана Грека и Андрея Рублева. До нас дошла запись от 1405 года о том, что «начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Именно здесь впервые и было зафиксировано в документах имя будущего великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.
Иконописцы расписали не только стены собора, но и иконостас, который стал поистине шедевром русского иконописного искусства. Образы деисусного чина были написаны на досках высотой более двух и шириной более одного метров. Для того времени иконостас был очень внушительным.
Помимо общего замысла и прорисей Феофан Грек написал для иконостаса три центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», также ему принадлежит образ «Апостол Павел». Преподобный Андрей Рублев написал для Благовещенского собора образ «Архангел Михаил», а также семь икон праздничного чина.
Почти в самом конце XV века собор ждали серьезные изменения. В 1484 году, по повелению великого князя Ивана III, прежний каменный храм был разобран и заново заложен. Спустя пять лет – в 1489 году – его строительство завершилось. Собор теперь венчали три купола, а сам он с трех сторон был окружен крытой галереей. Так как здание возводили мастера из Пскова, то в нем отразились многие черты псковской архитектуры.
Иконы и величественный иконостас были заранее сохранены и помещены в новый собор, а вот роспись стен пришлось делать заново. Правда, и в этот раз ею занимался знаток своего дела. В 1508 году стены были украшены мастерами под руководством известного иконописца Феодосия, который был сыном и учеником не менее известного Дионисия.
Так как собор всегда был домовым для князей и царей, то и роспись в нем была на соответствующую тему: на стенах собора – образы великих императоров Византии, а также русских князей – Владимира Мономаха, святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других. Помимо этого особенностью росписи (стены паперти) являлось изображение двенадцати мудрецов-язычников: Аристотеля, Плутарха, Платона и других. Эти образы символизировали то, что приход Мессии предчувствовали не только иудеи, но и язычники, которые жили, может, и не по заповедям, но по закону совести.
Вся роспись Благовещенского собора затем неоднократно реставрировалась и поновлялась. Так было при царе Алексее Михайловиче, императрице Екатерине II, а также в XIX веке (т. е. трижды).

В правление Ивана IV Грозного собор снова перестроили. На четырех его углах были возведены одноглавые приделы, а основное здание стало пятиглавым: в итоге собор увенчали девять (!) глав.
В ноябре 1917 года Благовещенский собор сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Так, было разрушено крыльцо здания. Через полгода, в марте 1918 года, когда правительство большевиков заняло Кремль и запретило доступ в него посторонним, был закрыт и Благовещенский собор.
В наше время здесь действует музей.
Что касается святынь, то в Благовещенском хранилась икона Божией Матери «Донская», с которой святой Димитрий Донской шел на Куликово поле. Позднее она была перенесена в Донской монастырь столицы. Другие же святыни – это чудотворная икона Божией Матери «Пименовская», принесенная в 1381 году из Константинополя патриархом Пименом, и крест святого императора Константина Великого. Его некогда подарил Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин.

0
0
Сохранить
Поделиться: